- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
«Кто сказал, что нужно бросить песни на войне…»
Ко Дню Победы в холле первого этажа библиотеки в рамках проекта «Когда бабушка и дедушка были маленькими» открылась выставка «Кто сказал, что нужно бросить песни на войне…», посвященная музыкальному искусству «рокового лихолетья».
Вопреки известному утверждению – «когда гремит оружие, музы молчат», – во время Великой Отечественной войны они не молчали. С первых дней тех страшных событий писатели, поэты и журналисты поднимали боевой дух народа. Стихи и песни военных лет находили горячий отклик в сердцах людей. Советская массовая песня всегда несла заряд гражданственности. В условиях войны это качество выступало на первый план, именно поэтому музыкальное искусство стало большой политической силой. Буквально на следующий день после нападения Германии на Советский Союз композитор Анатолий Александров написал песню «Священная война». А утром следующего дня артисты ансамбля А.В. Александрова исполнили ее на Белорусском вокзале, откуда бойцы отправлялись на фронт. На выставке экспонируется репринтное издание газеты «Красная Звезда» от 24 июня 1941 года с текстом песни, ставшей гимном борьбы советского народы с врагом. В блокадном Ленинграде композитор Дмитрий Шостакович создал свою знаменитую «Седьмую симфонию». И таких примеров множество.
С первых дней войны мастера искусств взяли шефство над Красной армией. На фронт выезжали бригады артистов: они выступали на кораблях и аэродромах, в госпиталях и на передовой. За четыре года на фронтах побывало 42 тысячи артистов. В концертах принимали участие такие корифеи сцены, как балерина Галина Уланова, певцы Иван Козловский, Сергей Лемешев, Лидия Русланова, Леонид Утесов и другие. О боевом пути эстрадных артистов, от выступлений на призывных пунктах в первые часы войны до концерта на ступеньках поверженного рейхстага, идет речь в книге «Русская советская эстрада 1930-1945. Очерки истории». Главы книг В. Сафошкина «Лидия Русланова» и «Леонид Утесов» называются «Соловей в солдатских валенках» и «Песенная артиллерия войны». Оба издания посетители библиотеки увидят в экспозиции.
Главными экспонатами выставки стали гармошка и патефон. Что значила для фронтовика гармоника? В каждой стрелковой роте, в каждом авиаполку, экипаже танкистов, моряков и подводников был гармонист. Гармоники заменяли целый оркестр и были компактны. Не удивительно, что на фронте все – от великой Лидии Руслановой до безвестных красноармейцев – пели и плясали под аккомпанемент этого инстумента. Директива ГлавПУРККА от 5 сентября 1941 года «О пропаганде патриотических песен в войсках» гласила: «Песня и гармонь должны звучать повсюду – в походе, на привале, в промежутках между боями». Предписывалось в каждой роте иметь запевал, гармонистов и гармонь. Пела русская гармошка в землянке, в окопе, в прифронтовом лесу. Об этом строки поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»:
…И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой…
После того, как Александр Трифонович назвал одну из глав поэмы о Василии Теркине «Гармонь», статус этого музыкального инструмента только укрепился.
Во время Великой Отечественной войны был очень популярен и патефон. Бойцы нередко брали его на фронт для поднятия боевого духа. Существовала даже специальная модель – мини-патефон. Он был еще компактнее обычного. Популярная песня «Днем и ночью», которую исполняли Леонид и Эдит Утесовы, начинается со строчки «Занесло судьбою в третий батальон старенький коломенский усталый патефон…».
Одной из первых пластинок, выпущенных в СССР после 22 июня 1941 года, стала фонограмма с речью наркома иностранных дел В.М. Молотова. 28 июня 1941 года Краснознаменным ансамблем красноармейской песни и пляски под управлением А.В. Александрова была записана главная песня Великой Отечественной – «Священная война». В течение первого месяца войны, с 25 июня по 21 июля, Грампласттрест выпустил около полсотни фонограмм, записанных на пластинки. А затем почти на год советской стране стало не до песен – заводы грампластинок приступили к выпуску военной продукции. Лишь весной 1942 года Наркомат местной промышленности, в ведении которого находились Апрелевский и Ногинский заводы грампластинок, получил указание восстановить производство продукции.
Вместе с советскими солдатами воевали с врагом и «Синий платочек», и «Тёмная ночь», и «Катюша». Пластинки с записями этих песен, песенные сборники военных лет издания увидят читатели в витрине экспозиции.
Издания, представленные на выставке
- Васильев, Ю.А. Рассказы о русских народных инструментах / Юрий Александрович Васильев, Александр Семенович Широков. – Москва : Советский композитор, 1976. – 96 с. – (Юному любителю музыки).
- Газета «Красная Звезда». – 1941. – N 146. – С. 3.
- Даргомыжский, А. Мой суженый, мой ряженый : баллада высокий голос с фортепиано / комп. А. Даргомыжский, авт. текста А. Дельвиг. – Москва : Музгиз, 1945. – 7 с.
- Ренёв, В. Песня о Сталинграде для голоса с фортепиано / комп. Владимир Ренёв, авт. текста В. Лебедев-Кумач. – Москва : Музгиз, 1948. – 3 с.
- Русская советская эстрада 1930-1945. Очерки истории / отв. ред. Е.Д. Уварова. – Москва : Искусство, 1977. – 415 с.
- Рябцев, Ю.С. История русской культуры. XX век / Юрий Сергеевич Рябцев. – Москва : Владос, 2004. – 320 с. : ил.
- Сафошкин, В.Д. Леонид Утесов. К 110-летию со дня рождения / Валерий Дмитриевич Сафошкин. – Москва : Эксмо, 2005. – 432 с. : ил.
- Сафошкин, В.Д. Лидия Русланова. Валенки, валенки, не подшиты, стареньки : биография и репертуар великой певицы / Валерий Дмитриевич Сафошкин. – Москва : Эксмо, 2003. – 415 с : ил.
- Седой, В. Избранные песни 1941-1945 / Василий Седой. – Москва ; Ленинград : Искусство, 1946. – 60 с.
- Скопич, Ю. Гармонь была как сто дивизий // Чудеса и приключения. – 2020. – N 6. – С. 42-45.
- Твардовский, А.Т. Василий Тёркин : книга про бойца / Александр Трифонович Твардовский ; худож. И.Т. Колочков. – Иваново : Ивановское областное государственное издательство, 1951. – 239 с. : ил.
- Филиппов, Б.М. Музы на фронте. Очерки. Дневники. Письма / Борис Михайлович Филиппов. – Москва : Советская Россия, 1975. – 208 с.
- Чагадаева, О. «Песня и гармонь должны звучать повсюду» : Василий Теркин и тысячи гармонистов наяривали по заявкам однополчан и Главного Политуправления Красной армии // Родина. – 2020. – N 5. – С. 69-72.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.