- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Мероприятия
- Проекты
- Конкурсы
- Выставки
- Выбирай и Читай!
- Краеведение
- Театр книги «Корноватка»
- Век XX - век необычайный
- Спроси библиотекаря
- Главная
- > Для коллег
- > Повышение квалификации
- > Методическая среда
- > Библиотекарю на заметку. Выпуск 12
Библиотекарю на заметку. Выпуск 12
Боглаева, А. Сказка на ночь вместо смартфона // Библиополе. – 2023. – N 2. – С. 78-80.
Автор публикации – библиотекарь Детской библиотеки N 2 ЦСБД г. Брянска Анастасия Боглаева. В своем материале она рассказывает об опыте работы детской библиотеки с родителями юных читателей. «Чтобы подружить с книгой ребят, мы должны напомнить взрослым, какие приятные минуты дарит литература», – отмечает автор.
Работа по данному направлению реализуется в читальне в офлайн- и онлайн-форматах. На странице библиотеки в соцсети «ВКонтакте» коллеги ведут рубрики для родителей. В одной из них, «#РодителямНаЗаметку», публикуют консультации-рекомендации: «Как воспитать маленького читателя?», «Как выбрать книги для малыша?», «Зачем читать детям сказки на ночь». Другая рубрика, «#КнижнаяПодборка», включает обзоры книг для подрастающего поколения. Среди них: «Книги, которые научат любить и понимать природу», «Топ-10 книг для подростков», «Книжная полка наших мам и пап» (пост был подготовлен коллегами по результатам блиц-опроса родителей читателей библиотеки).
В стенах библиотеки сотрудники рассказывают взрослым, как организовать процесс семейного чтения, предлагают подборки различной тематики. В статье автор приводит примеры подобных рекомендательных списков, детально раскрывая их содержание. Коллегами разработаны следующие консультативные блоки: «Россия – Родина моя», «Мама, почитай», «Классика на все времена», «Читаем, учимся, играем», «Детектив идет по следу», «На литературном олимпе». Так, в подборку «Путешествуем и фантазируем» библиотекари включили помимо реальных историй фантастические романы о путешествиях героев в неизведанных мирах: «Приключение Алисы в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла, «Таинственный остров» Жюля Верна, книги Дмитрия Емца про Мефодия Буслаева и другие.
Важную роль в формировании интереса к книге и чтению сотрудники библиотеки отводят организации различных конкурсов и акций. Участники онлайн-конкурса «Читаем и творим» вместе с родителями, бабушками и дедушками создавали закладки, суперобложки, яркие иллюстрации к понравившимся книгам. На фотоконкурс «#ПойманЗаЧтением» ребята присылали снимки, где запечатлен их досуг с книгой.
Большой интерес у читателей, как отмечает А. Боглаева, вызвал проект «Я прочел и вам советую». Участникам предлагалось выступить в роли книжного эксперта: подготовить видеообращение к ровесникам, поделившись своими впечатлениями о прочитанной книге. По итогам реализации этого проекта библиотекари составили топ самых популярных у читателей изданий.
Формы работы, которые предлагают брянские коллеги, безусловно, позволяют прививать детям любовь к литературе, расширять их кругозор, кроме того, поддерживают традицию семейного чтения.
Болотова, Ю. На библиобульваре проходит мастер-класс // Современная библиотека. – 2023. – N 4. – С. 82-83.
Главный библиотекарь отдела обслуживания Центральной городской библиотеки им. Петра Комарова г. Хабаровска Юлия Геннадьевна Болотова рассказывает о проекте «Библиобульвар», который реализуется коллегами с 2016 года.
Цель инициативы – создание на улицах города под открытым небом свободного доступа к книжным фондам библиотеки через организацию книжных выставок, обзорных бесед, встреч с местными поэтами и писателями, участие в творческих мероприятиях, мастер-классах.
Работают библиобульвары ежегодно с мая по сентябрь. Реализуется проект на четырех площадках:
- «Читальный зал под открытым небом». Она предлагает организацию записи в библиотеку, выдачу книг на дом, передвижные витрины для книжных выставок, встречи с писателями, обзорные беседы о книжных новинках.
- «Калейдоскоп талантов» – место для проведения мастер-классов: скрапбукинг, аквагрим, бисероплетение, лепка, рисование.
- «Подари себе книгу». Площадка служит для обмена книгами из собственных коллекций жителей города. Здесь происходит обмен мнениями о прочитанных книгах, свободное общение читателей.
- «Спортивная площадка». В целях рекламы ЗОЖ установлены велотренажеры, другой спортивный инвентарь для проведения физкультминуток.
Автор отмечает, что подобная организация летней работы имеет много плюсов: позволяет максимально приблизить библиотеку к читателю, создает возможность для познавательного семейного отдыха и чтения жителей города на свежем воздухе, стимулирует интерес к книге и чтению. Кроме того, согласно мониторингу, проводимому коллегами, с начала реализации проекта число читателей библиотеки выросло на 18%.
Гизун, Е. Как круто выступить на «Дронте»! // Библиотека. – 2023. – N 5. – С. 58-62.
Елена Гизун, главный библиограф отдела информационно-библиографической работы и педагогического общения Мурманской областной детско-юношеской библиотеки имени В. П. Махаевой, рассказывает о новом виде мероприятий, который реализуется в библиотеке с 2019 года и пользуется большим успехом у читателей, – литературный стендап «Говорящий Дронт».
Литературный стендап представляет собой новый формат мероприятий для подростков и молодежи, по сути – это знакомые всем комедийные монологи со сцены, но в данном случае темой становится впечатление от прочитанной книги.
Инициаторами проекта стали библиографы, они подбирают книги для мероприятия. За годы реализации стендап был посвящен разным темам: постапокалипсис, антиутопия, отношения отцов и детей. Главное, по мнению автора публикации, тема должна быть актуальной для подростков, чтобы ребята хотели высказаться.
Сотрудники библиотеки тщательно отбирают книги, руководствуясь следующими критериями: качество текста, значимость произведения, полученные премии, оценка критиков. Выбранные произведения достаются участникам по результатам жеребьевки. Далее им предстоит прочитать книгу, проанализировать произведение, стараясь понять, какие темы поднял автор, сформировать свое отношение к ним, а затем подготовить яркий монолог, в котором совмещается литературный анализ и юмор.
Коллега отмечает, что сделать такую работу полностью самостоятельно молодым людям сложно. На помощь ребятам приходят специалисты, которые проводят для них мастер-классы. Среди них руководитель стендап-движения Мурманской области, который рассказывает о том, как пишутся тексты этого жанра, о структуре шутки, о приемах которые можно использовать. Литературной обработке материала, анализу текста посвящается практическое занятие с кандидатом филологических наук, доцентом вуза. Участникам проекта предлагаются и индивидуальные консультации со специалистами.
В финал проекта выходят только десять участников, на открытой генеральной репетиции происходит отбор финалистов.
Литературный стендап – яркое, востребованное мероприятие, благодаря которому подростки получают площадку для выражения своего мнения, реализуют творческий потенциал и читают хорошие книги.
Кузнецова, Н. Про героев и сюжет – онлайн, увлекательно, без спойлеров // Библиотека. – 2023. – N 4. – С. 60-63.
Проект «Большой литературный сторителлинг» Молодежного совета Омских муниципальных библиотек вошел в число победителей первого конкурса Фонда президентских грантов 2022 года. О его реализации рассказывает заместитель директора Омских муниципальных библиотек Надежда Кузнецова.
Целью акции, по словам коллеги, было желание познакомить жителей города с лучшими художественными произведениями – лидерами продаж, лауреатами российских и международных премий, таких как «Большая книга», «Национальный бестселлер», Нобелевская премия по литературе, Пулитцеровская, Гонкуровская, Букеровская премии.
В рамках проекта сотрудниками библиотек была создана коллекция, в которую вошли свыше 600 лучших художественных произведений: современные бестселлеры, семейные саги, исторические и биографические романы, детективы, фантастика, фэнтези, триллеры. В каждом районе города в одной из муниципальных библиотек есть данное собрание литературы, поэтому доступ к ним есть у горожан, проживающих во всех частях города. Чтобы людям было удобнее сделать выбор, коллеги разработали онлайн-ресурс «Большой литературный сторителлинг». Термин «сторителлинг» (с английского – «рассказывание историй») отражает основную задачу проекта – в увлекательной форме представить горожанам хорошие книги. Ресурс включает 9 разделов: «Книги – лауреаты литературных премий», «Современный бестселлер», «Биографии известных людей» и другие.
Аннотации к книгам составляли сами библиотекари. Помимо рассказов о героях и сюжете в тексты включались интересные факты, связанные с биографиями писателей или историями создания произведений.
В роли рассказчиков, представляющих аудитории издания из библиотечной коллекции, выступили омские радио- и телеведущие, актеры закадрового озвучивания и дубляжа, вокалисты, тренеры по технике речи.
Особое внимание, по словам автора статьи, уделялось продвижению онлайн-ресурса. Чтобы о нем узнали как можно больше людей, библиотекари и волонтеры размещали стикеры с QR-кодами в местах массового отдыха горожан: в парках, скверах, на набережной. Кроме того, при поддержке мэрии, на 140 видеоэкранах торгово-остановочных комплексов была размещена электронная реклама, содержащая рекламное сообщение с вопросом-призывом к чтению, QR-кодом онлайн-ресурса, списком участников проекта – известных деятелей культуры и искусства. Ожидая транспорт, горожане могут посещать ресурс, слушать рекомендации и выбирать книги для чтения, которые можно бесплатно взять в библиотеке.
«Придуманный в Омске «Большой литературный сторителлинг» объединил профессионалов из разных сфер: культуры и искусства, телевидения, радио, бизнеса. Благодаря этому сотворчеству возник уникальный современный рекомендательный сервис, которым можно пользоваться в любой точке мира»,– отмечает Н. Кузнецова.
Недавно стикеры с кодами проекта появились в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Кемерове, Астане, Бухаре.
Петрова, М. Культурный маршрут // Библиотечное дело. – 2023. – N 2. – С. 38-39.
В статье заведующая методико-библиографическим отделом Центральной библиотеки ЦБС Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Марина Геннадьевна Петрова рассказывает об опыте проведения культурно-просветительских акций в общественном транспорте.
Подарить пассажирам возможность прикоснуться к литературе – так определили коллеги цель проекта. Идея нашла поддержку у руководства автотранспортным предприятием, которое выступило в качестве социального партнера библиотеки.
Первая краеведческая акция «Экскурсия в автобусе» была приурочена ко Дню города. Коллеги выбрали маршрут автобуса, который проходит через исторический центр города. По пути следования транспорта сотрудники библиотеки рассказывали о достопримечательностях и истории города, читали стихи на русском и татарском языках, приглашали в библиотеки, рекламировали фонд краеведческой литературы.
К празднованию Общероссийского дня библиотек была организована акция «Литературный дилижанс». К проведению привлекли юных читателей библиотеки, которые вместе с сотрудниками читали стихи известных поэтов. М. Петрова отмечает, что пассажиры поддержали инициативу и приняли активное участие.
В публикации автор приводит другие примеры подобных мероприятий: «Прочти книгу о войне – стань ближе к подвигу» (ко Дню Победы), «Стихи в автобусе» (чтение стихов известных татарских поэтов).
Другая форма работы, реализованная зеленодольскими коллегами в транспорте, – различные тематические листовки: «Времена года» со стихами, цитатами и изречениями известных писателей и поэтов, посвященные разным сезонам; отрывки из классических произведений, приуроченные к различным праздникам; листовки с цитатами известных классиков о пользе чтения.
Коллега отмечает, что опыт подобного взаимодействия стал инновационным методом в работе библиотеки, получил признание и широкую поддержку общественности. У библиотекарей есть еще много интересных идей, которые они планируют реализовать.
Святченко, Е. Среда, свободная от рамок // Современная библиотека. – 2023. – N 3. – С. 60-61.
С 2022 года в Центральной детской библиотеке (модельной) ЦБС Ракитянского района Белгородской области действует проект «Кубик Рубика», направленный на создание специализированного пространства для реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Об этой инициативе ракитянских библиотекарей рассказывает на страницах журнала ведущий библиограф библиотеки Елена Владимировна Святченко.
Идея создания подобного пространства возникла не случайно, библиотекари выявили, что в поселке проживает 31 ребенок с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста (5-10 лет), провели анкетирование среди их родителей, показавшее, в какой помощи специалистов нуждаются ребята. Результатом стало создание проекта «Кубик Рубика».
На реализацию проекта коллеги выиграли грант в размере 500 тыс. рублей. Благодаря ему были закуплены новые технические средства и необходимое оборудование, заключены договоры с психологом, логопедом, учителем рисования.
На занятиях со специалистами дети учатся выражать свои эмоции, словесно решать конфликты, правильно говорить, выполняют артикуляционную гимнастику, осваивают различные техники рисования. Автор публикации отмечает, что в процессе занятий ребята раскрепощаются, делятся своими мыслями, фантазиями, а это, в свою очередь, помогает социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и их адаптации в обществе наравне с другими детьми.
Скрябина, Е. Лето под знаком IT // Библиополе. – 2023. – N 3. – С. 30-31.
Главный библиотекарь методического отдела Центральной районной библиотеки г. Покровска Хангаласской МЦБС Республики Якутии (Саха) Екатерина Скрябина в своей публикации рассказывает об организации в стенах библиотеки летнего лагеря по IT-направлению для детей школьного возраста.
Коллега выделяет следующие этапы реализации проекта:
- В рамках нацпроекта «Культура» библиотека получила статус «модельной», благодаря этому смогла приобрести современное компьютерное оборудование, существенно пополнить отраслевой фонд библиотеки.
- Специалисты библиотеки прошли обучение в одной из лучших IT-школ республики, взяв на вооружение авторскую методику обучения, которой следовали, проводя в дальнейшем свои занятия со школьниками.
- С целью привлечения участников лагеря велась активная рекламная компания: размещалась информация на сайте, страницах библиотеки в социальных сетях, расклеивались афиши по городу и в школах района, сотрудник библиотеки выступил на совещании директоров образовательных учреждений.
Летний лагерь функционировал в библиотеке два сезона (11 дней) по две смены. Первая группа состояла из учащихся 2-4 классов, вторая – школьники среднего звена. Работа во всех группах состояла их трех частей, продолжительность каждой 1 час. Сначала проходили теоретические занятия, далее время отдыха: ребята играли в подвижные игры, читали, смотрели мультфильмы. Затем наступало время для закрепления полученных знаний на практике.
Дети помладше обучались блочному программированию, 3D-моделированию, 2D-рисованию, анимации, графическому дизайну. Старшие помимо вышеперечисленных навыков занимались веб-разработкой, созданием 3D-игр, делали презентации с помощью специальных сервисов. По итогам обучения ребятам нужно было написать и защитить проект по одной из изученных ими тем.
«Руководители лагеря получили исключительно хорошие отзывы от детей и их родителей. В связи с этим было решено продолжить проект и вновь открыть SMART-лабораторию для юных программистов», – отмечает автор.
Яценко, Т. Лингвисты, к барьеру! // Библиополе. – 2023. – N 2. – С. 63-66.
Статья Татьяны Яценко, библиотекаря Библиотеки-филиала N 21 имени А.И. Куприна Региональной информационно-библиотечной системы г. Севастополя, посвящена циклу мероприятий в форме лингвистических игр, реализованных коллегами.
Автор предлагает проведение таких интеллектуальных состязаний приурочивать к различным календарным праздникам, так или иначе связанных со словом, с русским языком: Международный день родного языка, День русского языка, День славянской письменности и культуры, День ручного письма, Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой, День филолога, Международный день грамотности, день словарей и энциклопедий и т.п. По мнению Т. Яценко, важно, чтобы подобные мероприятия не были автономными, их необходимо объединить в цикл, чтобы шаг за шагом исследовать все грани русского языка: лексику, орфоэпию, грамматику, синтаксис.
В публикации коллега приводит ряд примеров. В цикл мероприятий, посвященных Международному дню русского языка, включаются лингвистические игры общего характера: факты из истории слов и выражений. В Единый день фольклора библиотекари с помощью игры «В крылатом слове – окрыленная истина» предлагают поговорить с читателями о фразеологии. Участникам мероприятия предстояло восстановить крылатые фразы и объяснить их значение, определить источники происхождения профессиональных фразеологизмов, найти к идиомам из других языков русские аналоги, подобрать к предложенным иллюстрациям соответствующие речевые обороты. Участники игры «Тысячи мудрых страниц», подготовленной сотрудниками библиотеки ко Дню словарей и энциклопедий, выполняя задания, работали с разными словарями по русскому языку, которые были представлены на выставке: толковым, орфографическим, синонимов, фразеологическим.
Т. Яценко выделяет важные моменты при организации подобных игр:
- продуманное сочетание элементов зрелищности и развлекательности и познавательного характера мероприятия;
- разнообразие заданий по форме и содержанию;
- визуализация отобранного материала с использованием современных средств мультимедиа;
- книжная выставка с изданиями, к которым участники мероприятия будут обращаться во время состязания.
«Сегодня на фоне общего снижения речевой культуры остро стоит проблема изучения и сохранения русского языка, особенно для подрастающего поколения. Несомненно, основная роль в решении данной задачи принадлежит образовательным учреждениям, но и современная библиотека может внести свой вклад, не дублируя школьную программу, а предавая новые знания и вместе с тем совершенствуя творческие, интеллектуальные способности учащихся, их коммуникативные навыки», – резюмирует коллега.
- Новости
- Анонсы
- О библиотеке
- Отделы
- Документы
- Электронный каталог
-
Для коллег
- Методический отдел
- Тематика консультаций
- Информационно-методические письма
- Исследовательские проекты
- Повышение квалификации
- Детские библиотеки области
- Профессиональные конкурсы
- Региональные проекты
- Профессиональные события
- Новости для профессионалов
- Документы для профессионалов
- Программа «Большое чтение»
- Вестник «Волшебная шляпа»
- Информ-страница
- Контакты
Адрес:
153000, г. Иваново, ул. Крутицкая, д. 9
Телефоны (код города - 4932):
- 30-87-06 – Администрация
- 30-17-36 – Бухгалтерия, Отдел комплектования и обработки
- 32-56-44 – Методический отдел, Отдел автоматизации
- 32-80-88 – Отдел «Детство», Зал литературы на иностранных языках
- 32-76-80 – Зал обслуживания читателей отдела «Отрочество. Юность»
- 41-44-86 – Отдел «Отрочество. Юность», Зал литературы по краеведению
- 32-97-32 – Молодежный центр Отдела поддержки творческих инициатив
- 30-17-26 – Зал литературы по искусству
- 41-44-86 – Театр книги «Корноватка»
Время работы библиотеки:
с 10.00 до 18.00 ежедневно, без выходных
Летом (июнь, июль, август): с 10.00 до 18.00, выходные дни - суббота и воскресенье
Последний день месяца - санитарный день
Карта сайта(с) Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановская областная библиотека для детей и юношества», 2007-2024
Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь c использованием нами файлов cookies. Это абсолютно безопасно и может помочь нам улучшить работу сайта.