Главное меню
Новости
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Выставка «Детский мир Елизаветы Бем»

11 февраля 2018 года в секторе «Искусство» начала свою работу книжно-иллюстративная выставка «Детский мир Елизаветы Бем», приуроченная к 175-летию со дня рождения первой русской художницы-иллюстратора. Елизавета Меркурьевна Бем не писала большие картины, но ее рисунки пользовались неизменной популярностью. Она создала более трех сотен открыток, которые принесли ей широчайшую известность в России. Поражает разноплановость ее творчества в этом жанре: и поздравительные к праздникам, и с изображениями национальных костюмов народов России, и на темы русских пословиц, и с героями произведений Л.Н. Толстого, и с загадками о временах года, и просто с трогательными сценками из жизни детей. Издаваемые многотысячными тиражами, открытки Е. Бем расходились по всей России и были невероятно популярны на рубеже XIX-XX вв. Их можно было увидеть и в коллекциях императорской семьи, и в Третьяковской галерее, и в избах простых крестьян. С середины 70-х годов XIX века Е.М. Бем стала работать в технике литографируемого силуэта, который она собственно и создала, и таким образом, возродила искусство силуэта в России. К сожалению, в наше время мало кому известно творчество замечательной русской художницы Елизаветы Бем. Выставка в рамках проекта «Вернисаж» знакомит с ним читателей библиотеки.

Жизнь и творчество Елизаветы Меркурьевны Бем, к сожалению, недостаточно исследованы и освещены в литературе. Именно поэтому в рамках выставки мы постарались максимально полно подобрать и представить материалы из фондов, знакомство с которыми откроет для вас удивительный и волшебный мир этой незаслуженно забытой художницы. Уникальность экспозиции придает и то, что на ней, помимо иллюстративного материала, представлена оригинальная открытка Елизаветы Бем, хранящаяся в фондах нашей библиотеки. Выставка состоит из нескольких разделов, каждый из которых посвящен тому или иному направлению в творчестве нашей героини.

Елизавета Меркурьевна Бем родилась 24 февраля 1843 года в Петербурге, в старинной дворянской семье. Семья была большая (у Елизаветы было три брата и две сестры) и дружная. В 1850 году ее отец уволился со службы и переехал с семьей в родовое имение в Пошехонском уезде Ярославской губернии. Там, среди русского раздолья, дремучих лесов и заливных лугов, прошло детство Лизы. Именно в эти годы в девочке проснулась страсть к живописи. Позже, в воспоминаниях она напишет: «Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет; я иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки». Родители Лизы не стали препятствовать ее желанию учиться в рисовальной школе «Общества поощрения художников», в которую девочка поступила, когда ей было 14 лет. В 1864 году она с медалью окончила школу и буквально окунулась в творчество. Художественное наследие Елизаветы Бем можно разделить на два основных этапа: силуэт и акварель.

Особого внимания заслуживает творчество художницы в технике силуэта, которому она посвятила более двадцати лет. Именно эти работы принесли ей громкую славу и международную известность. Мельчайшие подробности делали графику Елизаветы Бем необычайно тонкой, душевной, живой: по ним можно было понять то недоговоренное, что оставалось скрыто от зрителя внутри ее силуэтов.

В технике литографируемого силуэта, который она собственно и создала, художница стала работать с середины семидесятых годов. На отшлифованной поверхности камня специальными чернилами наносился тщательно выписанный рисунок с мельчайшими деталями (кудрявые волосики детей, перышки птиц, кружевца на кукольных платьицах, тончайшие травинки, лепесточки цветов), затем он протравливался кислотами, и в результате, после нанесения краски и печати, происходило маленькое чудо. Теперь рисунки можно было многократно распечатывать для целого тиража книг.

Сначала появились открытки «Силуэты», затем - альбом «Силуэты из жизни детей». В результате было издано четырнадцать альбомов, которые пользовались безумной популярностью и издавались не только в России, но и за рубежом. В числе поклонников творчества художницы были Лев Толстой и Илья Репин. Силуэты Елизаветы Бем современники называли «чернышами» или «черненькими», так, И.Е. Репин любил этих «черненьких» больше «многих-многих беленьких», а русский историк искусства Ф.И. Булгаков утверждал, что по части силуэтов Е.М. Бем нет равных.

Наибольшей популярностью пользовались детские альбомы: «Силуэты из жизни детей» (1877), «Из деревенских воспоминаний» (1882) и др. Технику силуэта художница использовала и для иллюстрирования произведений И. Тургенева, Л. Толстого, И. Крылова, В. Гаршина, Н. Лескова, русских народных сказок, сказок для детей (например, «Народная сказка о репке» 1881 г. и др.). В 1883 году она подготовила альбом «Типы из «Записок охотника» И.С. Тургенева в силуэтах».


В 80-е годы Елизавета Меркурьевна стала сотрудничать с издательствами как художник-иллюстратор. В течение долгих лет Бем оформляла недорогие книги «Библиотеки свободного воспитания» И.И. Горбунова-Посадова. Ее силуэтные работы активно публиковались в периодической печати, воспроизводились в журналах и альманахах («Нива», «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение», «Новое время»). Кроме того она иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» и «Малютка».

Круг интересов Елизаветы Бем был широк: она проиллюстрировала полтора десятка книг, в том числе произведения Л. Толстого, позже – сказку «Репка», басни И. Крылова и «Записки охотника» И. Тургенева, произведения А. Чехова, Н. Некрасова, Н. Лескова. И везде к ней приходил успех, ее силуэты перепечатывала вся Европа. Даже когда зрение ослабло, и художница оставила силуэтную технику, ее произведения участвовали в Международных выставках и получали медали.


В 1896 году Е. Бем серьезно увлеклась акварелью, приступив к работе над открытыми письмами – почтовыми открытками, составляющими значительную часть богатого творческого наследия художницы. Это особая линия в творчестве мастера. Открытые письма она сумела сделать яркими и запоминающимися, это были праздничные открытки, которые люди посылали на Рождество или Пасху. Подписи к ним делала сама художница, проявляя большую изобретательность. Тексты включали в себя элементы пасхальных песнопений, а также цитаты из произведений русских поэтов и любимые художницей пословицы и поговорки. Е.М. Бем создала более 350 открыток, посвященных излюбленной детской тематике, вышедших в разных издательствах (с крупнейшим из них, издательством Общины Святой Евгении, она работала в течение многих лет). Главными героями ее открыток были деревенские дети, которых Елизавета Меркурьевна видела каждое лето в своем имении под Ярославлем. Они часто позировали Бем в подлинных исторических костюмах, которые она собирала: у художницы была большая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства. Поэтому в недостоверности ее упрекнуть никак нельзя.

Елизавете Бем принадлежит авторство одного из первых российских комиксов – в 1880 году вышла ее книга «Пирог», с последовательными сценками, изображающими детей, сделавших пирог и уронивших его к радости собаки. Книга была очень популярна, ее с удовольствием разглядывали не только дети.

С особенным вдохновением Е. Бем работала над «Азбукой», стремясь создать что-то среднее между букварем и научно-популярной книгой, содержащей множество информации о различных вещах (монетах разных времен, сибирских камнях, посуде, русском оружии, сказочных персонажах и пр.). На каждой странице был занимательный текст, который сопровождался красочной иллюстрацией. Буквы были выполнены в стиле инициалов, которые делали узорной цветной вязью миниатюристы XIV-XVI веков. Каждая композиция «Азбуки» – это ярчайший пример русского стиля Бем.

После поездки в Орловскую губернию на Мальцовские заводы, где директором хрустального завода был ее брат Александр, Елизавета Меркурьевна увлеклась изготовлением стеклянной посуды. Она делала формы для посуды, ориентируясь на старинные предметы: братины, стопы, чарки, ковши. Придумывала рисунки для эмалей. Уже в начале XX века появились подражатели ее стилю, многие ее композиции стали переносить на фарфоровую посуду, использовать в кустарном производстве, на деревянных тарелках, шкатулках, пасхальных яйцах. «Бемовский стиль» распространился повсеместно.

Акварели Елизаветы Бем неоднократно покупались Павлом Михайловичем Третьяковым и другими российскими коллекционерами живописи. Их приобретали для своих коллекций и члены царской семьи.


Список литературы

  • Ганкина, Э.З. Русские художники детской книги / Элла Зиновьевна Ганкина. – М. : Сов. художник, 1963. – 280 с.
  • Господин силуэт // Эскиз. – 2010. – №1. – С. 11.
  • Жиряков, В. Искусство силуэта // Юный художник. – 2003. – №3. – С. 13-15.
  • Иванов, Е.В. Новый год и Рождество в открытках / Евгений Васильевич Иванов. – СПб. : Искусство-СПБ, 2000. – 335 с. : ил.
  • Кузнецова, Э.В. Искусство силуэта / Эра Васильевна Кузнецова. – Л. : Художник РСФСР, 1970. – 132 с.
  • Мозохина, Н. Что такое открытка? // Мир музея. – 2015. – № 1. – С. 8-13.
  • Орлова В. «Люсе от дяди Вали». Общение в пространстве открытки / В. Орлова, С. Лямин // Родина. – 2011. – № 11. – С. 148-153.
  • Орлова, Е.Г. Елизавета Бем – первая русская женщина-иллюстратор // Искусство. Все для учителя. – 2015. – № 12. – С. 11-19.
  • Рождественское чудо : старинные открытки и иллюстрации / А.С. Виноградова, О.В. Буткова. – М. : Де'Либри, 2013. – 240 с. : ил.
  • Русские новогодние и рождественские открытки // Детская роман-газета – 2014. – №1. – С. 17-20.
  • Филаретова, Т. Обаяние забытого искусства // Художник. – 1988. – №5. – С. 35-38.
  • Филонов, М. Посланцы дружбы // Природа и человек. ХХI век. – 2012. – № 1. – С. 72-75.
  • Чапкина-Руга, С. Хрупкие сокровища Елизаветы Бем // Русское искусство. – 2011. – №3. – С. 120-125.
  • Чапкина-Руга, С. Художественные открытые письма в память Отечественной войны 1812 года // Русское искусство. – 2012. – №6. – С. 156-161.
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2018