Главное меню
Новости
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
150 лет К.Д. Бальмонта
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Выставка «Русский лес – край чудес»

С 26 декабря 2017 года в секторе «Искусство» начала работу книжно-иллюстративная выставка «Русский лес – край чудес», к 185-летию со дня рождения И.И. Шишкина. Экспозиция продолжает выставочный проект «Живые стихии», подготовленный к Году экологии.

Иван Шишкин – один из крупнейших русских живописцев-пейзажистов, рисовальщик, гравер. С особым мастерством он передавал величие и мощь русской природы, ее широкие просторы. Большая часть работ посвящена жизни леса. Книги и альбомы, представленные на выставке познакомят с жизнью и творчеством замечательного художника. Стихи поэтов-классиков и лучших представителей современной поэзии, несомненно, станут хорошим дополнением к раскрытию образа лесной стихии в творчестве И.И. Шишкина. Отдельный раздел посвящен Елабуге – родному городу художника.

Лес – это не только экологическая система, основу которой составляют деревья, это древняя магия. Бывая в лесу, многие из нас замечали: только сойдешь со знакомой тропинки и через несколько шагов просто пропадаешь, теряешь ощущение времени и пространства, и не то, чтобы не понимаешь куда идти, а ощущаешь непреодолимое желание идти в определенном направлении. На Руси это желание объясняли очень просто: «Леший кружит».

И эта древняя лесная магия проявляется с завидным постоянством. Вероятно, по этой причине живописцы так любят писать лес. Среди многих картин наиболее полно и всеобъемлюще стихия леса нашла свое отражение в творчестве Ивана Ивановича Шишкина. Художник родился в 1832 году в Елабуге, среди нетронутых и величественных лесов Прикамья, которые сыграли огромную роль в формировании его как пейзажиста. С юности он стремился к живописи, и в 1852 году покинул родные места, поехав в Москву поступать в училище живописи и ваяния.

Все художественные замыслы И.И. Шишкина были направлены на изображение природы. Он постоянно ездил на этюды в Сокольники, штудировал натуру. Биограф художника писал, что до него никто так красиво не изображал природу: «... просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды». В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью закончил Академию художеств.

На протяжении всего периода творчества художник следовал одному правилу, не изменяя ему всю жизнь: «Одно только подражание природе может удовлетворить ландшафтного живописца, главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры... Природу должно искать во всей ее простоте...». Всю свою жизнь он следовал задаче как можно более правдиво и точно воспроизводить существующее и не приукрашивать его, не навязывать свое индивидуальное восприятие.

Творчество Шишкина можно назвать счастливым: он никогда не знал мучительных сомнений и противоречий. Вся его творческая жизнь была посвящена совершенствованию того метода, которому он следовал в живописи. Его картины природы были настолько правдивы и точны, что его часто называли «фотографом русской природы». До сих пор произведения мастера вызывают у зрителей волнение и восхищение, никто не проходит мимо его полотен равнодушным.

Картина «Прогулка по лесу», написанная Иваном Шишкиным в 1869 году очень красочна, полна летнего солнечного тепла и позитива. Художник изобразил лесную тропинку, по которой прогуливается молодое семейство: муж и жена идут впереди, обсуждая что-то довольно личное, чуть поодаль от них шагают дедушка и бабушка, которые зорко следят за детьми, а во главе всей процессии — пес, охраняющий своих хозяев. Тонкая передача легкого ветерка и игра с тенью и светом делают произведение необыкновенно реалистичным. Не верится, что художник написал этот шедевр по памяти, без использования натуры.

Шишкин И. Прогулка по лесу. 1869

Шишкин И. Рожь. 1878

Полотно Ивана Шишкина «Рожь» (1878) – это безбрежная ширь, от края до края золотятся хлеба... Сосны-великаны как бы застыли на страже, охраняя покой этой доброй хлебородной земли. С детства знакомая картина родной природы. Полотно является одним из классических произведений русской реалистической пейзажной живописи. На его эскизе художник сделал надпись: «Раздолье, простор, угодье, рожь, Божья благодать, русское богатство». Так, тезисно, он перечислил все, что хотел передать своей картиной, и ему это отлично удалось.

Картина «Ручей в березовом лесу» (1883) наполнена светом и такой природной красотой, что просто не хватит слов, чтобы описать ее великолепие. Художник сумел почувствовать дух природы, ритм ее жизни. Ему удалось увидеть что-то такое, что дано видеть только самым одаренным людям. На картине изображен тихий лесной ручей, через который перекинут самодельный деревянный мостик. Деревья, которые кажутся такими большими и грандиозными, что две человеческие фигуры на тропинке возле ручья кажутся маленькими букашками. Стены березового леса идут ровно вдоль ручья и раскрываются вдали обширным пространством, будто показывая людям дорогу к прекрасному и светлому. Множество теней и особый свет, которые пропитали березовую рощу, создают ощущение уединенности, тепла и спокойствия.

Шишкин И. Ручей в березовом лесу. 1883

Шишкин И. Лесные дали. 1884

Картину «Лесные дали» И. Шишкин написал в 1884 году. Перед нами широкая панорама с поблескивающей вдали гладью воды, протянувшимися на многие километры глухими прикамскими лесами. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость и размывается. По мере удаления изображения, изменяется цвет: сочно-зеленые, коричневато-песочные тона первого плана переходят в зеленовато-бурые, которые потом постепенно блекнут, становятся все более легкими, холодными, голубоватыми, и в конце концов сливаются с голубой дымкой, окутывающей холмы. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Небо в картине бледно-голубое, прозрачное, легкое, с еле заметными облачками. Никогда еще художник не писал такого неба и такого наполненного воздухом пейзажа.

На полотне «Святой ключ близ Елабуги» (1986) изображен святой ключ, который бьет прямо из склона оврага сосновой чащи. И.И. Шишкин показывает, как человек модернизировал источник под свои нужды, расположив внизу оврага специальные желоба, по которым сбегает вода. Этот ключ пользуется популярностью среди местных жителей, они приходят к нему за водой, возможно, он единственный в округе. На переднем плане – живописный вид русла ручья и мальчика, сидящего на коне, животное утоляет жажду. Остальное пространство картины живописец посвящает лесу и чистому, как этот источник, небу. Работа хранится в Киевском музее русского искусства.

Шишкин И. Святой ключ близ Елабуги. 1886

Шишкин И. Утро в сосновом лесу. 1889

Одна из наиболее известных картин И.И. Шишкина, которую мы знаем с детства, – «Утро в сосновом лесу» (1889). Художник чудесно передал тишину леса, туман, в котором тонут стволы деревьев, предутренний сумрак, отступающий перед лучами солнца в низины, в лесную глушь. На поваленных стволах деревьев резвятся медвежата, которых по просьбе Ивана Ивановича нарисовал художник Савицкий. Критики называют эту картину неудачной, из-за излишней красивости, нетипичной для И.И. Шишкина, тем не менее, она остается одной из самых узнаваемых и любимых зрителем.

На картине «Зима» (1890) лес скован морозом и как будто оцепенел. Художнику удалось передать спокойную и величавую красоту зимнего пейзажа. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов, мощные стволы которых темнеют на фоне ярко-белого снега. Справа – непроходимая чаща леса. Все вокруг погружено в зимний сон. Лишь редкий луч холодного солнца проникает в царство снега и бросает легкие золотистые пятна на ветви сосен, на лесную поляну вдали. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Богатая палитра оттенков белого, коричневого и золотистого передает состояние зимней природы, ее красоту. Перед нами собирательный образ зимнего леса.

Шишкин И. Зима. 1890

Шишкин И. На севере диком... 1891

Картина «На севере диком...» (1891) написана по мотивам одноименного стихотворения М.Ю. Лермонтова. Доминантная тема полотна – одиночество. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегами. Кажется, в этом царстве холода нет ничего живого, все вокруг замерло, оцепенело. На самом краю скалы гордо стоит одинокая сосна. Тяжелые хлопья сверкающего снега сковали ее ветви, они тянут дерево вниз, к земле, но сосна с достоинством несет свое одиночество, власть лютого холода неспособна сломить ее. Картина наполнена тишиной и безмолвием, от нее веет холодом. В отличие от других пейзажей, этот скорее лирический, полный тонкого душевного чувства.

Картина «Дождь в дубовом лесу» (1891) написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Почерневшие стволы дубов буквально окутаны влагой, по дорогам струятся потоки воды, капли дождя пузырятся в лужах. Но облачное небо уже начинает светлеть. Пронизывая сетку мелкого дождя, висящую над дубовой рощей, с неба льется серебристый свет. Он отражается серо-стальными бликами на мокрых листьях, серебрится поверхность черного намокшего зонта, мокрые камни, отражая свет, приобретают пепельный оттенок. Художник заставляет зрителя любоваться тонким сочетанием темных силуэтов стволов, молочно-серой пелены дождя и серебристых приглушенно-серых оттенков зелени. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Шишкин И. Дождь в дубовом лесу. 1891

Шишкин И. В лесу графини Мордвиновой. Петергоф. 1891

«В лесу графини Мордвиновой. Петергоф» (1891) – впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. С легкой руки В. Стасова, открывшего эти поэтические места, которые привлекли к себе внимание художников. В 1880-е годы здесь не однажды снимал дачу И. Репин, а в 1891 году жил И. Шишкин, создавший в этих местах два шедевра – представленную работу и пейзаж «Мордвиновские дубы», в самом конце XIX века там очень любили работать «мирискусники» (А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский).

Шишкин И. Корабельная роща. 1898

Творческую биографию И. Шишкина завершает величественная композиция «Корабельная роща» (1898), в которой художник выразил неизгладимые впечатления своего детства через опыт и мастерство. На полотне, написанном незадолго до смерти Ивана Ивановича, изображена корабельная роща близ Елабуги. В картине есть то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил, и так искренне воспел своей кистью «русской, простой, бесхитростной...». 8 марта 1898 года художника не стало.

Сегодня, много лет спустя, картины Ивана Ивановича Шишкина близки и понятны людям. Кто хоть раз их увидит, тот не пройдет потом равнодушно и мимо рощи в осеннем уборе, и мимо заснеженного леса, сверкающего на солнце. Обрадуется человек этой встрече с прекрасным и, наверное, станет лучше и добрее.


Список использованной литературы:

  • Бойко, Н.П. Истории знаменитых полотен / Нина Павловна Бойко. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – С. 65-78.
  • Бялик, В. Пейзаж / Валентина Бялик. – М. : Белый город, 2001. – С. 8-9.
  • Грешневиков, А.Н. Экологический букварь. / Анатолий Николаевич Грешневиков. – М. : Экос-информ, 1995. – 80 с. : ил.
  • В березовой роще : русские писатели о родной природе : рассказы / худож. А. Мищенко. – Киев : Веселка, 1981. – 127 с. : ил.
  • Грезы лета : шедевры поэзии и живописи / сост. Т. Деревянко. – М. : Аст-Пресс, 2011. – 336 с. : ил.
  • Иван Иванович Шишкин : переписка, дневники, современники о художнике / вступ. ст. и сост. Ирина Николаевна Шувалова. – 2-е изд., доп. – Л. : Искусство, 1984. – 478 с. : ил. – (Мир художника).
  • Иван Иванович Шишкин [Изоматериал] : комплект из 16 открыток / ред. Л. Брыленко ; худож. Е. Киселев. – Л. : Аврора, 1982. – 1 обл. (16 отд. л.) : цв. офсет ; 15x10.
  • Иван Шишкин : альбом / авт. текста Виталий Минин ; ред. Н. Борисовская. – М : Белый город, 2000. – 63 с. : ил.
  • Иван Шишкин [подборка публикаций о творчестве] // Искусство. – 2011. – № 15(октябрь). – С. 7-22.
  • Иван Шишкин [Электронный ресурс] : Картины. Биография. Музыкальное сопровождение в формате MP3. – М. : Навигатор, [2000?]. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM). – (Знаменитые русские художники).
  • Кокшенева, К.А. Самые знаменитые живописцы России / Капитолина Антоновна Кокшенева. – М. : Вече, 2002. – С. 126-130.
  • Колпакова, О.В. Природа России / Ольга Валерьевна Колпакова. – М. : Белый город, 2006. – 48 с. : ил. – (История России).
  • Орлова, Е. Иван Иванович Шишкин / Елизавета Орлова. – М. : Рипол классик, 2014. – 37 с. : ил. – (Великие художники России)(История русской живописи в 20 книгах).
  • Осенней неги поцелуй : шедевры поэзии и живописи / сост. Т. Деревянко. – М. : Аст-Пресс, 2011. – 336 с.: ил.
  • Пистунова, А.М. Родник в лесу : повесть о художнике И.И. Шишкине / Александра Михайловна Пистунова. – М. : Дет. лит., 1987. – 87 с. : ил.
  • Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачевым : стихи / авт. текста Андрей Алексеевич Усачев. – М. : Дрофа-Плюс, 2008. – С. 74-77.
  • Рисунки И.И. Шишкина / вступ. ст. А. Н. Савинова. – М. : Академия художеств СССР, 1960. – 17 с., 47 л. ил.
  • Рогинская, Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок : исторические очерки /Ф.С. Рогинская. – М. : Искусство, 1989. – С. 279-289.
  • Савинов, А. Рисунки Шишкина // Изобразительное искусство в школе. – 2007. – № 4. – С. 11-17.
  • Сергеев, А.А. Русские живописцы / Анатолий Анатольевич Сергеев. – М. : Белый город, 2002. – С. 20-21.
  • Сто великих художников / Д. К. Самин. – М. : Вече, 2004. – С. 270-275.
  • Тютчев, Ф.И. Стихотворения / Федор Иванович Тютчев. – М. : Профиздат, 2008. – 288 с. – (Библиотека поэзии).
  • Чинякова, Е. Поэт русского леса // Юный художник. – 2007. – № 9. – С. 27-31.
  • Шишкин. Сказка о лесном художнике / Галина Ветрова. – М. : Белый город, 2001. – 11 с. : ил.
  • Шувалова, И. Н. Иван Шишкин / И.Н. Шувалова. – Изд. 2-е. – М. : АРТ-Родник, 2008. – 72 с. : ил. – (Золотая галерея русской живописи).
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2018