Главное меню
Новости
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
150 лет К.Д. Бальмонта
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





В.А. Осеева: Автор волшебных слов

В 2017 году отмечается 115 лет со дня рождения Валентины Александровны Осеевой – известной детской писательницы. Она половину жизни посвятила воспитанию детей-сирот и оставила потомкам богатое литературное наследие. Ее имя вошло в детскую литературу незадолго до Великой Отечественной войны.
   
Валентина Осеева родилась в 1902 году в Киеве. Раннее детство ее прошло в Самаре, где работали родители: отец – инженер-строитель на железной дороге, мать – корректор местной газеты. Когда семья оказалась в тяжелом положении, Осеевы вновь вернулись в Киев, где девочка поступила в гимназию.
   
После Октябрьской революции В. Осеева попыталась осуществить свою мечту стать актрисой. В 1920 году она поступила на актерский факультет Института им. Н. Лысенко в Киеве. Во время обучения в театральном институте, Валентина удачно исполняла характерные роли в маленьких сценках на сказочные сюжеты собственного сочинения. Инсценированная ею сказка о Красной Шапочке имела большой успех. Кроме того, она с увлечением руководила театральной труппой, для студенческих концертов сочиняла стихотворения и писала лирические пантомимы. Однако окончить институт ей не удалось. В 1923 году семья переехала в Москву. 
   

В. Осеева предполагала продолжать обучение в театральном институте, но жизненные обстоятельства сложились иначе. На подмосковной станции Подсолнечная Ариадна Леонидовна Осеева, мать Валентины Александровны, и ее сестра Анжела работали в трудовой коммуне для беспризорных детей. Случайно приехав к ним, Валентина увлеклась этой работой. Так начался плодотворный семнадцатилетний путь В.А. Осеевой – педагога-воспитателя. Эта работа не прекращалась и в дальнейшем. Уже став детской писательницей, Валентина Александровна продолжала решать в своих художественных произведениях все те же воспитательные задачи.
   
Работая в трудовой коммуне, Осеева поняла, что воспитывать детей нужно не нравоучительными нотациями, а силой примера. И здесь ей на помощь пришло искусство импровизации, которым она превосходно владела. Долгими зимними вечерами Валентина Александровна рассказывала своим маленьким подопечным, собиравшимся у горящей печи, истории с продолжениями. Иногда сюжетами рассказов становились события из жизни воспитанников коммуны. Эти истории, сочиняемые тут же, на ходу, подсказывали ребятам ответы на многие волновавшие их вопросы.
   
В вымышленных героях дети нередко узнавали друг друга. Возможно, что именно из этих импровизаций и родились позднее те рассказы о морали, которые принесли В.А. Осеевой заслуженную известность.
   
Ее воспитанники настояли на том, чтобы один из особенно полюбившихся им устных рассказов был записан и отправлен в редакцию. Это была история о мальчике-беспризорнике, воспитывавшемся в детском доме. Рассказ назывался «Гришка», он был напечатан в 1937 году в газете «За коммунистическое просвещение».
     
Произведением, сразу привлекшим внимание читателей и критики, стал рассказ «Бабка». Появившийся в сборнике «Снежки» два года спустя, он до сих пор включается в книжки Осеевой. Его героиня – старая женщина, взвалившая на себя все заботы о семье и доме, не пользуется заслуженным уважением со стороны домочадцев. Она смирилась с этим и лишь иногда вздыхает: «Обидеть – что ударить, а приласкать – надо слова искать». И только после смерти старушки родные начинают понимать, кого потеряли. Рассказ «Бабка» покоряет читателей своей теплотой, лиризмом, соединенными с глубокой моралью, вытекающей из самого содержания.
   
Так Валентина Осеева начала свою серию «рассказов о морали», восстанавливая в советской детской литературе дидактические традиции, зачинателями которых были Лев Николаевич Толстой и Константин Дмитриевич Ушинский.
   
Короткие и выразительные рассказы В. Осеевой все чаще стали появляться на страницах детских периодических изданий: в «Пионерской правде», «Дружных ребятах», «Мурзилке», «Затейнике» и «Пионере», а потом их издавали отдельными сборниками.
   
Тепло, по-дружески, вела Валентина Александровна своего маленького читателя от рассказа к рассказу, раскрывая перед ним «что такое хорошо и что такое плохо».
   
Писательница Осеева сразу нашла общий язык со своими читателями, так же как воспитательница Осеева находила общий язык с питомцами детских коммун и колоний. 
   
С 1941 года в книги Валентины Александровны приходит военная тема. Она пишет о детях, застигнутых войной и рано повзрослевших. Так, в сборнике «Будь героем», изданном в Детгизе в 1941 году и сохранившемся в фонде ИОБДЮ, среди произведений других авторов напечатан рассказ писательницы «Андрейка». В нем идет разговор о мальчишке, взвалившем на свои плечи заботу о доме вместо ушедшего на фронт старшего брата. Открывается сборник стихотворением В. Осеевой «Пионерам»:

   
Пионер! Ты носишь галстук красный,
Ты присягу помнишь и во сне.
Ты себе представить должен ясно,
Что в тылу сейчас как на войне…

   

Самым известным произведением Валентины Александровны является рассказ «Волшебное слово». И хотя он был написан в 1944 году, его сюжет по-прежнему актуален. Ведь умение ладить с окружающими необходимо и в наши дни.
   
В. Осеева – мастер интригующего начала. Рассказ «Волшебное слово» сразу захватывает внимание маленького читателя. Таинственным кажется старичок с длинной седой бородой, со старомодным зонтиком и своим «волшебным словом».  Оказывается, самое обычное, мирное слово «пожалуйста» обладает волшебной силой. И написан этот рассказ самыми простыми словами, понятными всем.
   
В 1944 году вышла небольшая книга рассказов писательницы, которая так и называлась по первому произведению – «Волшебное слово». В фонде нашей библиотеки этот сборник, выпущенный в издательстве «Детская литература», представлен 1967 годом издания. Но он тоже является прижизненным изданием.


   
Тематика детских рассказов В.А. Осеевой разнообразна. Она так же многогранна, как и сама жизнь. О чем только не рассказывает писательница своим маленьким друзьям. Чувство уважения к старшим, забота о слабых, внимание к заболевшим раскрываются во многих простых по сюжету, но впечатляющих рассказах сборников «Волшебное слово», «До первого дождя», «Синие листья».
   
Валентина Александровна помогает своим юным читателям распознавать истинную дружбу, не ссориться из-за пустяков, не быть злопамятными. В рассказах «Три товарища», «Добрая хозяюшка», «Плохой товарищ», «Тетрадки», «На катке», «Кто хозяин», «Навестила» писательница остроумно высмеивает многие отрицательные черты в поведении детей. «Что легче: лгать или говорить правду?», – спрашивает она в своих рассказах. От души посмеются маленькие читатели над болтливыми девочками из рассказа «Три сороки», над пустословами из рассказа «Время», над хвастливым зайчишкой из сказки «Заячья шапка». А потом задумаются: а нет ли и среди них подобных врунов и хвастунишек? Чтобы активизировать мысли и чувства ребенка, автор часто идет от противного, то есть показывает отрицательные примеры и вызывает их осуждение. В сказке «Добрая хозяюшка» поначалу все складывается вроде бы мило и забавно: девочка променяла петушка на курочку, курочку на уточку, уточку на щенка, но вдруг – резкий поворот сюжета: щенок удрал от девочки: «Не хочу с такой хозяйкой дружить, не умеет она дружбой дорожить!» 
   
В своих произведениях В.А. Осеева, как правило, не формулирует вывод, предоставляя эту возможность своему читателю. Так, в рассказе «Печенье» братья разделили все печенье поровну (вроде справедливо), но забыли маму и бабушку. В рассказе «Навестила» Муся наведалась к тяжело больной подруге, но ничем не помогла ей. В рассказе «Синие листья» девочка дала подружке зеленый карандаш, но с такой неохотой, что подружка отказалась его взять. Этот рассказ включен в сборник «Синие листья», вышедший в издательстве «Детская литература» в 1965 году, который сохранился в фонде нашей библиотеки.
   
Человек, думающий только о себе, остается, в конце концов, один, а это тяжело и грустно. Ребенок должен прочувствовать эту истину, чтобы сделать следующий шаг в направлении к бескорыстному добру в отношениях с людьми. Об этом рассказы писательницы «Просто старушка» и «Просто так».
   
Валентина Осеева не только прозаик, но и поэт. Ее стихи – это разнообразный мир детских чувств и впечатлений. Не все стихи одинаково удачны, но в лучших из них дети найдут живые описания природы и животных.
   
Стихотворения В. Осеевой обычно короткие, но выразительные; их форма образна, звучание музыкально и ритмично, а тональность добродушна и шутлива. На протяжении нескольких десятилетий во многих газетах и журналах для детей печатались ее веселые и звучные стихи, остроумные песенки. Стихи Валентины Александровны были опубликованы и на страницах тематических сборников. Например, в сборнике «Наша книга» 1957 года издания, включившем в себя избранные произведения для детей дошкольного возраста, среди авторов мы находим и В.А. Осееву.


    Мама, ноги у меня
    Все равно что два коня!
    Я их утром запрягаю,
    Я сапожки обуваю,
    Зашнурую, запрягу
    И бегу, бегу, бегу!
   
    По дорожке скачут ножки,
    Где вприпрыжку, где в галоп,
    Звонко стукают сапожки.
    Кони – рысью! Кони – гоп!
    По камням и по пескам,
    Через речку по мосткам,
    По полям и по лугам…
   
    Как я рад своим ногам!


В сборниках В.А. Осеевой «Снежки», «Ежинка», «Синие листья» и других также представлены ее стихотворения.
   
Во многих своих поэтических произведениях Валентина Александровна, отражая непосредственность детского видения жизни, одухотворяет природу и животных. Лучшим стихотворением писательницы считается стихотворение «Ежинка»:


    В глубокой прохладной ложбинке,
    Где летняя травка свежа,
    Привольно живется Ежинке,
    Единственной внучке Ежа.
    Весь день она тихо играет,
    Шуршит прошлогодним листом,
    Еловые шишки бросает
    И дремлет в тени под кустом.
    Однажды надвинулась тучка,
    Стал ветер деревья качать,
    И Ежик любимую внучку
    Заботливо вышел встречать.
    И вдруг, запыхавшись, Зайчишка
    Бежит, перепуган до слез:
    – Скорее! Какой-то мальчишка
    Ежинку в корзине унес!
   
    Мелькали березы и елки,
    Зеленый кустарник и рожь.
    Подняв, как оружье, иголки,
    Бежал, ощетинившись, Еж!
    В прохладной пыли на дороге
    Он след мальчугана искал.
    Он по лесу бегал в тревоге
    И внучку по имени звал!
    Стемнело… И дождик закапал,
    Живого следа не найдешь.
    Упал под сосной и заплакал
    Измученный дедушка Еж!
    А дедова внучка сидела
    За шкафом, свернувшись клубком.
    Она и взглянуть не хотела
    На блюдце с парным молоком!
    И утром к зеленой ложбинке
    Из города дети пришли,
    И дедову внучку Ежинку
    В корзинке назад принесли.
    Пустили на мягкую травку:
    – Дорогу домой ты найдешь?
    – Найдёт! – закричал из канавки
    Взволнованным голосом Еж.
   

В. Осеева была мастером «малых форм», но в ее литературном наследии есть и большие произведения. В 1947 году была опубликована первая повесть трилогии «Васек Трубачев и его товарищи». Еще до Великой Отечественной войны задумала Валентина Александровна большую повесть о жизни советской школы. Замысел был близок к осуществлению, когда началась война, и рукопись пришлось отложить. Когда же появилась возможность к ней вернуться, жизнь дополнила ее новым материалом. В.А. Осеева создавала свою книгу, когда уже были написаны и опубликованы героические повести А. Гайдара, Л. Пантелеева, Л. Кассиля. Нельзя было повторять сказанное, возвращаться к прежним образам и проблемам, необходимо было сказать новое слово, раскрыть новые характеры. И Осеева успешно справилась с этой нелегкой задачей. Умение проникать в жизнь, отличное знание детской психологии явились крепкой основой всей конструкции ее первого большого многосюжетного произведения.
   
Повесть «Васек Трубачев и его товарищи» стала любимой книгой юных читателей. За это произведение писательница была удостоена Государственной премии.

Именно в нашей детской литературе произошло событие, какого не знала ни одна литература: гайдаровский герой – Тимур – шагнул с книжных страниц в жизнь, создал движение своих последователей. Нечто подобное произошло и с юным героем книги Валентины Осеевой – Васьком Трубачевым.
   
«Васек Трубачев и его товарищи» – трилогия, книги которой объединяются не только одними и теми же героями, но и проблемным единством, заключающимся в раскрытии души ребенка, формирования его характера. Если в первой части описываются события, в общем-то, обычные, связанные с жизнью одного класса одной из подмосковных школ в мирное, предвоенное время, то последующие книги, в особенности вторая, посвящены героическому времени Великой Отечественной войны. В борьбе советских людей с немецко-фашистскими оккупантами принимают посильное участие юные герои, мужают и закаляются их характеры.
   
В повести отлично выписаны образы детей, создан точный психологический портрет каждого из героев, и перед читателем возникают лица живые и запоминающиеся. Таков активный и деятельный Васек Трубачев, с его рыжеватым чубом, выбивающимся из-под тюбетейки, аккуратный и подтянутый Саша Булгаков, неуклюжий и добродушный Федя Мазин, робкий Петя Русаков, мечтательный Сева Малютин и многие другие ученики четвертого класса «Б».
   
Вторая книга повести называется «Отряд Трубачева сражается». Великая Отечественная война застает ребят вдали от родного дома, на Украине, в колхозе «Червони Зирки», куда они поехали на экскурсию. Тяжелые испытания выпадают на их долю, они совершают немало подвигов: выполняют поручения партизанского штаба, расклеивают сводки о положении на фронтах. Ребята не одиноки, они действуют вместе с колхозными пионерами, о них бережно заботятся, ими руководят старые и опытные подпольщики: председатель колхоза Степан Ильич, партизаны-колхозники Матвеич, дед Михайла, баба Ивга и другие. Не сразу стали они героями, но в тяжелую годину войны исчез испуг первых дней, все мелкое и личное уступило место всепоглощающей любви к народу, и эти чувства укрепили их волю и повели на подвиг... В основу этой книги легли подлинные события войны и фашистской оккупации Украины.
   
Третья часть повести рассказывает о том, как ребята участвуют в восстановлении школы в своем родном городке. Они не только работают на стройке, ухаживают в госпитале за ранеными, но и учатся, готовясь к переходу в следующий класс.
   
В фонде Ивановской областной библиотеки для детей и юношества сохранились два издания произведения: это выпущенные отдельными книгами в издательстве «Детская литература» в 1953 году вторая и третья части трилогии и книга, изданная полностью в Детлите в серии «Библиотека пионера» («Библиотека пионера» – двенадцати-томное издание, задуманное как летопись жизни советской пионерии).

Быть может, современным школьникам будут не совсем понятны поступки героев этой трилогии, но они не смогут остаться равнодушными и не испытать восхищения от тех больших дел, которые совершили их сверстники в годы войны.
   
Одно из последних произведений Валентины Александровны Осеевой, автобиографическая повесть «Динка», – ее большая удача. Много лет писательница работала над ним: оттачивала каждое слово, выбрасывала целые главы, переписывала эпизоды, стремясь вместить в книгу огромный мир своего детства, эпоху первой русской революции, множество людей, окружающих ее.
   
На обложке объемной книги изображена бегущая девочка: крепкие загорелые босые ножки, кольца жестких волос закрывают лоб и щеки. Это – Динка, восьмилетняя героиня повести. Ее детство, как и детство писательницы, выпало на сложные послереволюционные годы. Динка росла в семье, связанной с подпольной организацией революционеров, и ее находчивость, смелость нередко выручают взрослых в трудную минуту. Острое чувство справедливости, способность сопереживать, искренняя привязанность и верная дружба девочки с сиротой Ленькой вызывают симпатию читателей к юной героине повести. Горячую, вспыльчивую, но добрую девочку просто нельзя не полюбить. Повесть оставляет светлое ощущение. Юные и взрослые герои ее необыкновенно симпатичны и надолго запоминаются читателям.
   
Выполняя настойчивые просьбы своих читателей, Валентина Осеева написала продолжение «Динки». Последняя книга «Динка прощается с детством» вышла в 1969 году уже после смерти писательницы. Юные читатели снова встретились со своей любимой героиней, с ее старыми и новыми друзьями. Прошли годы, выросла Динка, буйные кудряшки сменились толстыми косами, она перешла в старшие классы, к ней пришла первая любовь... Но она и в свои пятнадцать лет так же неуемна и горяча.


   
К сожалению, только первая часть дилогии, являющаяся прижизненным изданием, сохранилась в фонде ИОБДЮ.
   
В 1983 году все увидели Динку на экранах телевизоров в трехсерийном фильме «Раннее, раннее утро».
   
В.А. Осеева придавала слову очень большое значение, потому что оно было главным в ее произведениях. Она понимала, как важна роль слова в человеческих взаимоотношениях: им можно окрылить, вдохновить, а можно и ранить. Произведения писательницы востребованы и сейчас, они учат ребят доброте и отзывчивости, чувству уважения к старшим, прививают им умение дружить, не ссорится из-за пустяков.
   
Тема творчества Валентины Осеевой возникла в плане нашей исследовательской работы совсем не случайно. Мы не просто хотели отметить юбилей замечательной детской писательницы, но и решили призвать юных читателей библиотеки познакомиться с ее произведениями. Темы их не потеряли своей актуальности: ведь в нашем жестком и торопливом, во многом поверхностном мире, так не хватает доброты, честности, мужества.

Прижизненные издания книг В.А. Осеевой в фонде ИОБДЮ
    

  • Осеева, В.А. Васек Трубачев и его товарищи / В.А. Осеева. – М. : Детгиз, 1953. – 464 с. : ил.
  • Осеева, В.А. Васек Трубачев и его товарищи. Книга 2 / В.А. Осеева ; рис. Г. Фипингоф. – М.-Л. : Детгиз, 1953. – 383 с. : ил.   
  • Осеева, В.А. Васек Трубачев и его товарищи : повесть / В.А. Осеева. – М. : Детгиз, 1961. – 863 с. : ил. – (Библиотека пионера. Избранные повести и рассказы). 
  • Осеева, В.А. Волшебное слово / В.А. Осеева ; рис. А. Пахомов. – М. : Детская литература, 1967. – 16 с. – (Мои первые книжки).
  • Осеева, В.А. Динка : повесть / В.А. Осеева ; рис. А. Ермолаев. – М. : Детгиз, 1959. – 479 с. : ил.   
  • Осеева, В.А. Пионерам : стихотворение // Будь героем : рассказы и стихи. – М. : Детгиз,1941. – С. 3-4.   
  • Осеева, В.А. Синие листья : рассказы и стихи / В.А. Осеева. – М. : Детская литература, 1965. – 11 с. : ил. – (Школьная библиотека для нерусских школ).

      
    Литература о жизни и творчестве писательницы

  • Валентина Александровна Осеева // Тимофеева, И.Н. 100 книг вашему ребенку : беседы для родителей / И.Н. Тимофеева. – М. : Книга,1987. – С. 163-165.
  • Валентина Александровна Осеева : к 70-летию со дня рождения // Книги – детям : сборник материалов в помощь учителям, библиотекарям и пионерским вожатым / сост. В.Я. Меерзон, Е.А. Ручимская. – М. : Детская литература, 1971. – С. 121-123.
  • Кремянская, Н.И. В.А. Осеева // Детская литература, 1969 : сборник статей / отв. ред. Е.С. Аксенова. – М. : Детская литература, 1969. – С. 175-194.    
  • Таратута, Е.А. Волшебное слово // Таратута, Е.А. Драгоценные автографы : книга воспоминаний / Е.А. Таратута. – М. : Советский писатель, 1986. – С. 216-219.
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2017