Главное меню
Новости
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
150 лет К.Д. Бальмонта
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Читаем книгу вместе с художником

В секторе «Искусство» в неделю детской и юношеской книги была открыта книжно-иллюстративная выставка «Читаем книгу вместе с художником», посвященная 135-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского и 130-летию со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака – самых популярных детских писателей. Доминантными материалами выставки стали произведения для детей, проиллюстрированные Владимиром Михайловичем Конашевичем и Владимиром Васильевичем Лебедевым.

1 марта 1936 года в газете «Правда» была опубликована разгромная статья, нацеленная на уничтожение всех культурных достижений «Детгиза». Главными объектами «обстрела» стали книга С. Маршака «Сказки, песни, загадки» с иллюстрациями В. Лебедева и «Сказки» Корнея Чуковского с иллюстрациями В. Конашевича. Но время все расставило на свои места: сегодня именно эти детские книги, родившиеся в 20-х годах прошлого века, считаются лучшими изданиями. На выставке представлены не только издания о жизни и творчестве художников, их письма, но и статья «О художниках-пачкунах» анонимного автора, а также публикации из газеты «Правда» за 1936-1937 годы, характеризующие то непростое время, в котором жили, трудились и деятели культуры, и рядовые граждане нашей страны.

Экспозиция «Читаем книгу вместе с художником» является результатом плодотворного сотрудничества сектора «Искусство» отдела «Молодежный центр» и отдела «Отрочество. Юность» (проект «Фонд редкой книги»).

Имена К.И. Чуковского и С.Я. Маршака часто звучат в одном ряду, их произведения печатаются под одной обложкой. Создатели поэзии для самых маленьких читателей, они заняли значительное место в духовной истории народа и общественном сознании. Стихи Чуковского и Маршака – неотъемлемая примета детства для многих поколений, в восприятии большинства читателей они слились в нерасторжимую чету классиков детской литературы.

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1963)

Корней Иванович Чуковский (1882-1969)

Как известно, фразу «в России надо жить долго» часто приписывают К.И. Чуковскому. Писатели прожили в литературе долгую жизнь: Маршак шесть десятилетий, Чуковский – шестьдесят восемь лет. В творческой судьбе каждого из них было все – и безвестность, и необыкновенная читательская любовь, и нелегкая газетная поденщина, и вдохновенный труд, приносящий радость, и тяжкий нравственный выбор в эпоху террора, и старость признанных патриархов.

Знаменитый критик Корней Чуковский после 1917 года «выдумал детскую литературу» (Л. Гинзбург), став автором первых истинно художественных произведений для детей. Самуил Маршак вошел в историю как замечательный лирический поэт и главный организатор детской словесности, который привлек в нее множество талантов. Таковы вкратце их устоявшиеся литературные репутации. За рамками остаются размышления, споры, титанический труд, вдохновленный общей идеей создания настоящей литературы для детей, а также более сорока лет тесных личных отношений литераторов, постоянный творческий диалог между ними.

Эти сорок лет – с 1922 по 1964 годы – огромный временной отрезок и для одного человека, и для отечественной истории. В общении К.И. Чуковского и С.Я. Маршака неизбежно отразились события различных периодов в жизни страны и литературы. Детская поэзия и перевод – два явления, которые писатели «открыли» русской культуре, возведя в ранг высокого искусства то, что до них считалось ремесленными ответвлениями настоящей литературы. Здесь пересеклись их творческие интересы и личные судьбы.


Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963)

Отмечая в 2017 году юбилеи замечательных детских писателей Корнея Ивановича Чуковского и Самуила Яковлевича Маршака, хочется вспомнить о художнике-оформителе книг Владимире Михайловиче Конашевиче (1888-1963), который был не просто прекрасным иллюстратором, но и подлинным соавтором многих литераторов, добиваясь в своих произведениях высочайшего мастерства рисовальщика и передавая все волшебство восприятия художественного текста.

Невозможно представить себе хорошую детскую книжку без картинок, которые называются иллюстрациями. Каждый из вас согласится, что иллюстрации в книге очень нужны: они помогают нам выбрать книгу по вкусу, а потом, когда мы будем ее читать, лучше представить и понять то, о чем рассказывается. По иллюстрациям легче вспомнить содержание книги.

Иллюстрации создают художники-иллюстраторы. Одним из них был Владимир Иванович Конашевич. Книжки, иллюстрированные им, – нарядные, праздничные, яркие. Свои иллюстрации к детским книгам художник называл «разноцветными плоскими картинками». Рассматривать эти «картинки» – огромное удовольствие, ведь они наполнены вниманием и любовью даже к самым незначительным предметам. В. Конашевич с любовью изображал бытовую среду: одежду, мебель, старинные мелочи и безделушки. К каждой книге, к любому писателю художник находил свой ключик, и в то же время его рука всегда узнаваема с первого взгляда: яркие цвета, волнистая, затейливая, подвижная линия – вот отличительные черты его рисунков.

Владимир Михайлович родился в 1888 г. на Украине в городе Новочеркасске. Вскоре после его рождения семья переехала в Москву, где и прошло детство будущего художника. В 1897 г. Конашевичи переехали в Чернигов, где Владимир окончил реальное училище. Тогда он еще не предполагал, что станет художником детской книги. Мальчик с удовольствием занимался математикой, астрономией, играл на скрипке, любил поэзию (особенно стихи А. Фета и А. Блока), как и многие другие его сверстники, мечтал быть моряком или корабелом.

Желание стать художником пришло позже: «Я захотел стать художником и отдался рисованию с тем же пылом, с которым брался за все раньше, и примечательно: все, чем я занимался раньше, в моем новом деле очень пригодилось. Всем мальчишкам и девчонкам тоже советую больше трудиться и мечтать», – так писал В. Конашевич впоследствии. Чтобы научиться рисовать он брал вначале частные уроки, а затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился с 1908 по 1913 г. Отец хотел, чтобы Владимир стал архитектором, поэтому молодой человек поступил вначале на архитектурный факультет, однако, «после бурной переписки с отцом... перешел на живописное отделение».

Иллюстрировать детские книги художник начал совершенно случайно, было это в 1918 году. В. Конашевич находился в Петрограде. Жена Владимира Михайловича и их маленькая дочь жили тогда у родных на Урале, разлука затянулась на долгое время: шла гражданская война и Урал был отрезан от центра армией Колчака. Дочь художника впоследствии вспоминала: «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита. Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы». Так из этих писем родилась первая книга «Азбука в рисунках В. Конашевича».

Владимир Конашевич не расставался и с живописью, много и успешно иллюстрировал взрослую литературу: И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М. Горького, стихотворения А.А. Фета. За одну из работ он даже получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже (1937). И все же главным делом в жизни художника стала детская книга. Как иллюстратор детской книги Конашевич начал работать с 1922 г., когда с его рисунками вышли сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Красная шапочка»; «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина; сказки X. К. Андерсена, братьев Гримм, В. Гауфа, В. Даля; народные сказки – русские, украинские, эстонские, латышские, английские, французские, китайские, африканские. Все они, иногда и по несколько раз, иллюстрированы Конашевичем.

Среди множества книг с рисунками художника больше всего было произведений К.И. Чуковского и С.Я. Маршака. С Самуилом Яковлевичем В. Конашевич познакомился в 1923 г. и оформил несколько его книг («Сказка о глупом мышонке», «Петрушка-иностранец», «Три зверолова», «Пожар» и др.) Восхищенный С. Маршак писал: «С благодарностью и гордостью могу отметить, что мои первые книги для детей были украшены рисунками Конашевича».

Примерно в те же годы состоялось знакомство Владимира Михайловича и с Корнеем Ивановичем, переросшее в крепкую дружбу и сотрудничество. Стихи, сказки, загадки Чуковского были сродни жизнерадостному таланту художника. Поэт считал Конашевича своим равноправным соавтором. «Муха-Цокотуха», – писал он художнику, – давно уже столь же моя, сколь и Ваша». А вот слова писателя по поводу открытия персональной выставки В.М. Конашевича: «Ваш праздник – это мой праздник, праздник всех моих Бармалеев, Айболитов и Мух-Цокотух. Благодаря Вам эти люди и звери явились миллионам советских ребят в прекрасном, поэтическом, благородном, изящном обличии...».

Корней Иванович с восхищением отзывался о богатой фантазии художника, его неистощимой изобретательности. Сам Конашевич о своих рисунках для сказок Чуковского высказывался гораздо скромнее, подчеркивая при этом родство своих рисунков со стихами автора: «Я знаю, что я делаю паршивенькие рисунки. Но мне казалось, что в них бывало иногда одно достоинство: они хорошо сочетались с Вашими стихами...».

Но творческое содружество поэта и художника не всегда было безоблачным. Так, например, первоначальные рисунки к «Мухе-Цокотухе» не понравились Корнею Ивановичу. Многие рисунки рождались в сомнениях, спорах, поисках. В конце концов, общее решение, удовлетворявшее обоих, находилось. И вот уже об иллюстрациях к «Мухе-Цокотухе», когда-то сурово раскритикованных, Чуковский писал Владимиру Михайловичу: «Низко Вам кланяюсь. В новой «Мухе» Вы превзошли самого себя. Я каждую страницу рассматриваю с восторгом».

Долго писатель и художник не могли найти зрительный образ Айболита, не сразу наметились тип и характер Бибигона, физиономия Бармалея. Трудно давались и иллюстрации к сказке «Федорино горе». Очень трудно было изобразить в рисунках движение, которое было так замечательно передано в стихах. Наконец художнику удалось добиться того, чтобы посуда «побежала». Наконец в книге Федорина посуда действительно стала двигаться, при этом и у каждого из предметов была своя походка: кто-то семенит, кто-то ковыляет, а кто-то важно вышагивает. Движение подчеркивает и неровная с наклоном дорога. Подробностей, как всегда у Конашевича, на рисунке гораздо больше, чем в сказке: море за дальним забором, на горизонте – парусник.

Конашевич и Чуковский сделали вместе множество замечательных книг: «Мухина свадьба» (1924), «Путаница» (1926), «Муха-Цокотуха» (1927), «Барабек и другие стихи для детей» (1929), «Тараканище» (1929), «Телефон» (1934), «Мойдодыр» (1938), «Чудо-дерево» (1944) и другие. Зачастую для нового издания той или иной книги художник делал иллюстрации заново.

В подмосковном поселке Переделкино, где долгие годы жил и работал К. И. Чуковский, в библиотеке-читальне, устроенной им для детей, висит большая картина «Чудо-юдо рыба-кит». Под ней надпись: «Дар художника Конашевича».

Корней Иванович написал Владимиру Михайловичу такие замечательные слова: «Ваше чудотворное искусство воспитывает в детях вкус, чувство красоты и гармонии, радость бытия и доброту. Потому что помимо всего Ваша живопись – добрая, в каждом Вашем штрихе, в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты – огромное в три обхвата сердце, без которого было бы никак невозможно Ваше доблестное служение детям».

Одной из важных работ для В.М. Конашевича стало оформление сказок А.С. Пушкина. В этих иллюстрациях в полной мере проявились мастерство и огромный талант художника. Работа над этими сказками оказалась последней большой работой иллюстратора. Владими Конашевич умер в феврале 1963 года. До конца своих дней он сохранял умение радоваться жизни и передавал это чувство детям. Однажды в письме известнейшему художнику-графику В. А. Фаворскому он написал: «Хорошо то, что, по общему признанию, – старею я, а мое искусство от меня отстает, остается меня моложе».


Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967)

Вот уже почти 100 лет выходят в свет веселые, поучительные и интересные книжки Самуила Яковлевича Маршака. Написанные для самых маленьких читателей, эти книжки доставляют много радости и взрослым. Ребенок еще не умеет читать, он только еще учится правильно выговаривать слова, но уже знает наизусть простые и коротенькие стихи своего любимого поэта.

Успех книг Самуила Яковлевича был бы не таким, если бы ему не помогали многие художники: графики, оформители и иллюстраторы его произведений. Одним из таких замечательных художников был Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967), 125-летие со дня рождения которого отмечалось в 2016 году.

В. Лебедев пришел в детскую книгу, можно сказать, по стечению обстоятельств. Вряд ли он, виртуозный график и талантливый многоплановый живописец имел сознательное намерение уйти в книжную графику, тем более в детскую – последняя была в предвоенные годы (имеется в виду Первая Мировая) столь слаба и трафаретна, что эту стезю трудно было счесть привлекательной. Но жизнь сделала революционный поворот и круто изменила судьбы художников. Исчез в одночасье художественный рынок и они лишились работы: прежние ценители и покупатели искусства были объявлены классовыми врагами и отправлены в лучшем случае в эмиграцию, а новых заказчиков не было. Правда, молодому большевистскому государству нужна была наглядная агитация, и многие художники с азартом взялись за эту работу. Владимир Лебедев тоже сделал целую серию плакатов для «Окон РОСТА». Работа эта отточила его мастерство, научила отсекать все лишнее, ради создания яркого «говорящего» образа.

В начале 1920-х годов, в период НЭПа, вновь оживилось книгоиздание, что дало многим художникам шанс попробовать себя в иллюстрации. Первые издания иллюстратора В. Лебедева – это цветная литографированная книжка «Приключения Чуч-ло» с текстом, написанным самим Владимиром Васильевичем, и «Слоненок» Р. Киплинга, переведенный К.Чуковским – носят следы пережитого художником увлечения кубизмом: персонажи здесь собраны из «кусочков», словно из детского конструктора, и составлены виртуозно! Но попытка эксперимента редко сразу встречает одобрение, и в этом случае прозвучало стандартное обвинение: «детям непонятно». Но Лебедев считал, что искусство, даже если оно обращено к маленьким зрителям, не должно топтаться на достигнутом, а обязано вести за собой, расширяя горизонты, провоцируя на сотворчество.

В редакции издательства «Радуга» в Петрограде Владимир Лебедев познакомился с Самуилом Яковлевичем Маршаком. Это была поистине судьбоносная встреча: сложился удивительно гармоничный союз, результатом которого стали не только книжки, вошедшие в золотой фонд отечественной детской литературы, но и легендарная редакция «Детгиз», ставшая творческой школой для десятков талантливых писателей и художников. Они привнесли в детскую книгу новые темы, привели новых героев, заговорили с читателем новым языком.

В 1925 году вышла первая совместная книга В. Лебедева и С. Маршака «Цирк». Все в ней было необычно: и то, что родилась она «задом наперед»: художник, обожавший цирк, сделал серию плакатов, а писатель, восхищенный яркими динамичными картинками, сочинил для них подписи. Не смущало авторов и то, что подобных лаконичных, лишенных лишней декоративности и сентиментальности иллюстраций прежде в детской книжке не встречалось... Это была действительно революционная книга! Более того, издание было красочным и полноцветным, что в те времена было редкостью. Лебедев одним из первых применил технику автолитографии и довел ее использование до виртуозности.

Владимир Лебедев чудесным образом соединил в себе талант художника и требовательность мастера-ремесленника. Огромное внимание он уделял технологическим процессам печати, добиваясь высочайшего качества в передаче творческого замысла. Этому он учил и своих коллег по Детгизу, заставляя художников и редакторов работать в типографии – следить за процессом печати, требовать верной цветопередачи.

Мастерству и мастерам своего дела посвящена книга В. Лебедева и С. Маршака «Как рубанок сделал рубанок» – своеобразный отклик на пресловутую кампанию против сказки, развернувшуюся в 1920-е годы, а также ответ на призыв дать новые жизненные производственные темы новому советскому ребенку. «Рубанок» – гимн человеку-мастеру, свободному созидательному труду, и одновременно поэтичная сказка. Иллюстрации передают восхищение Лебедева столярным ремеслом: мы словно слышим шелест стружки, скрип рубанка, чувствуем шероховатость дерева, любуемся его слоистой структурой и вдыхаем острый столярный запах! Лебедев обладал талантом оживлять любые предметы, скупыми художественными средствами достигать удивительных эффектов. Удивительная звукопись сопровождает лучшие работы художника.

Особенностью Владимира Лебедева была тяга к постоянному экспериментированию, стремление к совершенству. Большинство его книжек выдержали множество изданий, и практически для каждого переиздания художник что-то поправлял, а часто – создавал совсем новую версию. Так, существует несколько вариаций «Багажа», «Мистера Твистера», «Азбуки», «Усатого-Полосатого», «Двенадцать месяцев» и других произведений С. Маршака.

В 1936 г. в издательстве «Academia» вышла книга С. Маршака «Сказки, песни, загадки». Владимир Лебедев уже не работал в Детгизе, но содружество с писателем продолжалось. Книга представляла собой сборник произведений – новых и уже публиковавшихся, а иллюстрации к ней были выполнены В. Лебедевым. Но это был уже другой художник: его манера рисования кардинально изменилась. Искусствоведы предполагают, что эту книгу не собирались адресовать детям. Серьезное издательство, основой которого был научный подход к книгоизданию, выпускало ее для специалистов книжного дела. Издателям важно было показать те изменения, которые произошли в творческой манере В. Лебедева, и дать их в качественном исполнении. Но направленность работы и старания издателей сослужили художнику плохую службу.

В 1936 году в центральном партийном органе – газете «Правда», без указания имени автора была опубликована статья под броским названием «О художниках-пачкунах». Имя автора скрывалось так тщательно, что оно не атрибутировано до сих пор. Основным объектом внимания статьи является В.В. Лебедев, хотя называются имена и других художников, в частности В. Конашевича. Писавший эту статью не утруждал себя выбором выражений и тем более не думал о том, какое воздействие она может оказать на тех, чьи имена в ней упоминаются. Очень разные по стилистике художники оказались виновны в одних и тех же «грехах», хуже – «преступлениях»... Как это возможно? Сейчас эти обвинения звучат чудовищно и читаются как гадкий пасквиль: «Нет ничего более разительного, чем контраст между жизнерадостным тоном сказок-стихов Маршака и этим мрачным разгулом уродливой фантазии Лебедева, который, если бы захотел, мог бы дать талантливые, понятные рисунки. В сказках все слова простые, смешные, ясные, – за это и любят их малые ребята. А в рисунках – искажено, извращено, совсем не смешно, непонятно, никак не связано с текстом». Это не просто обвинения, это «ярлыки», потому что обвинения предполагают возможность защиты, а для художников защита была уже невозможна, они понимали: это приговор. Первыми «стреляли» по самым ярким – В. Лебедеву и В. Конашевичу, но метили гораздо шире: «Лебедев – не единичное явление. Есть школа компрачикосов детской книги, мастеров-пачкастеров. Художник Конашевич испачкал сказки Чуковского. Это сделано не от бездарности, не от безграмотности, а нарочито – в стиле якобы детского примитива. Это – трюкачество чистейшей воды. Это – «искусство», основная цель которого - как можно меньше иметь общего с подлинной действительностью. <...> Нигде формализм не разоблачает себя до такой степени, как в рисунках для детей. Именно здесь со всей силой выступают его внутренняя пустота, мертвечина, гниль. Пачкотня в детской книге глубоко реакционна, потому что она отрицает полностью и начисто весь реальный детский мир».

Развернувшаяся кампания растоптала удивительные достижения ДЕТГИЗовской школы. А ведь на самом деле художники, сплотившиеся вокруг Владимира Лебедева (Юрий Васнецов, Валентин Курдов, Алексей Пахомов, Евгений Чарушин, Александр Самохвалов, Вера Ермолаева и другие) вывели советскую детскую книгу на недосягаемую высоту. До сих пор дух захватывает, когда видишь их работы: столько в них свободы, творческого полета, столько уважения и доверия к маленькому читателю. Нам кажется, что мы помним и знаем эти книги с детства. Увы, очень многое из самого драгоценного наследия забылось…

Тогда почти полностью был уничтожен тираж «Сказок, песенок, загадок», подготовленный «Академией». К счастью, недавно книгу переиздало издательство «АСТ», и читатели могут увидеть, как шли творческие поиски Владимира Лебедева. Художник не знал успокоения, взяв одну высоту, он тут же стремился к новой – более трудной: его интересовал не успех, а победа и свершение. Овладев искусством цветной литографии, достигнув потрясающей выразительности, порой почти плакатных образов, художник вдруг резко меняет манеру и пробует совершенно иную стилистику – черно-белое рисование, нарочито спонтанное, почти импровизационное, но за каждой импровизацией - огромный художественный опыт.

В сборнике 1935 года, который на самом деле предназначался больше взрослым, чем детям, В.В. Лебедев ставил перед собой задачу сделать книгу максимально сложную, требующую от читателя внимательной работы первооткрывателя. По сути, это было истинной «провокацией» во имя свежести восприятия, остроты ощущения, напряжения мысли. Удивительно, что в этой взрослой детской книге звучит – то громче, то тише – пронзительная лирическая нота. Именно эта свобода воплощения, многозначность, требовавшая от читателя работы мысли и чувств, и казались опасными в советском обществе утвердившегося тоталитаризма, где с середины 1930-х уже не допускалось никаких разночтений и многозначностей: все должно было быть «понятно». Реализм как художественный метод подменялся не просто примитивным натурализмом, но натурализмом приукрашенным, превращенным в социалистический реализм, отражавший жизнь в точном соответствии с политическим заказом партии. Детская книга отныне должна представлять «здорового, веселого, радостно смеющегося советского ребенка».

Чтобы понять, какой катастрофой для художников стала эта политическая проработка, можно даже не читать их горькие мемуары, достаточно сравнить ранние и поздние работы художников. Да, они не утратили мастерства, но лаконичность, емкость образов сменяется тяжеловесной декоративностью, обилием деталей – «чтобы все было понятно!» – а динамика, полет, сменяются статичностью: куда стремиться, когда уже хорошо, достаточно стоять и аплодировать самим себе.

Книги Лебедева 1940-х – 1950-х годов нарядны и праздничны, в них все понятно. Но при виде этих счастливых краснощеких детей никогда так пронзительно не защемит сердце, как при встрече с той маленькой девочкой, несущей котенка – она прошла мимо, а ты все оборачиваешься и смотришь ей вслед, сам не зная почему... Оглядываясь на прожитые годы, художник с грустью признавал: «Чтобы понять мое творчество, нужно знать и помнить, что я художник двадцатых годов. <...> Этой эпохе принадлежат мои лучшие работы». И горьким трагическим парадоксом звучат слова этого великого мастера, создавшего лучшую в мире школу художников-графиков, каждый из которых - яркая, не похожая на других индивидуальность.

Плакат работы В. Лебедева «День седьмого ноября» и иллюстрация к книге С. Маршака «Разноцветные страницы» (1947)

К сожалению, ранние книги соавторов В.В. Лебедева и С.Я. Маршака не переиздаются уже много лет. Нынешние отечественные издатели убеждены, что эти книжки «не понятны современному читателю», а на самом деле боятся их новизны. Но именно эти тоненькие детские книжечки, родившиеся в 1920-х годах в Советской России, становятся украшениями самых престижных выставок во всем мире. Их бережно хранят крупнейшие библиотеки и музеи, им посвящают исследования искусствоведы и историки литературы.


Список литературы к выставке

Произведения Самуила Яковлевича Маршака и Корнея Ивановича Чуковского

  1. Маршак, С.Я. Собрание сочинений : в 8 т. / Самуил Яковлевич Маршак : под ред. В.М. Жирмунского [и др.]. – М. : Художественная литература, 1968-1972.
  2. Маршак, С.Я. Багаж / Самуил Яковлевич Маршак ; рис. В. Лебедева // Художник В. Лебедев делает книгу ; С. Маршак «Багаж» / вступ. ст. и коммент. Ю.Я. Герчука. – М. : Советский художник, 1982. – 8 с. : ил. – (Избранные детские книги советских художников). – [Книга воспроизведена по изданию, выпущенному издательством «Радуга» в Ленинграде в 1926 году].
  3. Маршак, С.Я. Вот какой рассеянный / Самуил Яковлевич Маршак ; рис. В. Конашевича // Художник В. Конашевич делает книгу ; С. Маршак «Вот какой рассеянный» / сост. Ю.Я. Герчук. – М. : Советский художник, 1988. – 11 с. : ил. – (Избранные детские книги советских художников). – [Книга воспроизведена по изданию, выпущенному в свет Государственным издательством в Москве в 1930 году].
  4. Маршак, С.Я. Вот какой рассеянный / Самуил Яковлевич Маршак ; рис. В. Конашевича. – М. : Детская литература, 1982. – 12 с. : ил. – (Мои первые книжки).
  5. Маршак, С.Я. Детям : стихи / Самуил Яковлевич Маршак ; рис. В. Лебедева, В. Конашевича, А. Ермолаева, Ю. Коровина. – М. : Детская литература, 1992. – 136 с. : ил.
  6. Маршак, С.Я. Как рубанок сделал рубанок : сказка / Самуил Яковлевич Маршак ; рис. В. Лебедева // В.В. Лебедев ; С. Маршак «Как рубанок сделал рубанок» / вступ. ст. и коммент. Ю.Я. Герчука. – М. : Советский художник, 1978. – 13 с. : ил. – (Избранные детские книги советский художников ; цикл 1). – [Книга воспроизведена по изданию, выпущенному в свет издательством «Радуга» в Ленинграде в 1927 году].
  7. Маршак, С.Я. От одного до десяти. Веселый счет : стихи / Самуил Яковлевич Маршак ; рис. В. Конашевича. – М. : Детская литература, 1985. – 20 с. : ил.
  8. Маршак, С.Я. Пожар / Самуил Яковлевич Маршак ; рис. В. Конашевича // В.В. Конашевич ; С. Маршак «Пожар». – М. : Советский художник, 1977. – 13 с. : ил. – (Избранные детские книги советских художников ; цикл 2). – [Книга воспроизведена по изданию с экземпляра из собрания Э.С. Маршака, выпущенному в свет в 1923 году издательством «Радуга» в Москве-Петрограде].
  9. Маршак, С.Я. Плывет, плывет кораблик : англ. дет. песенки / пересказал Самуил Яковлевич Маршак ; рис. В. Конашевича. – М. : Детгиз, 1963. - [52] с. : ил.
  10. Маршак, С.Я. Про все на свете : азбука в стихах и картинках / Самуил Яковлевич Маршак ; рис. В. Конашевича. – М. : Детская литература, 1975. – 16 с. : ил.
  11. Маршак, С.Я. Сказка о глупом мышонке / Самуил Яковлевич Маршак ; рис. В. Лебедева. – М. : Детская литература, 1990. – 12 с. : ил.
  12. Маршак, С.Я. Сказка об умном мышонке / Самуил Яковлевич Маршак ; рис. В. Лебедева // Наша книга : сборник для чтения в детском саду / сост. Н. Карпинская, П. Дымшиц. – М. : Детгиз, 1957. – С. 84-86. – (Библиотечка детского сада).
  13. Маршак, С.Я. Сказки, песни, загадки / Самуил Яковлевич Маршак ; рис. В. Лебедева, А. Ермолаева, В. Конашевича [и др.]. – М. : Л. : Детгиз, 1953. – 480 с. : ил., 1 л. портр.
  14. Маршак, С.Я. Усатый полосатый / Самуил Яковлевич Маршак ; рис. В. Лебедев. – М. : Детгиз, 1954. – 12 с. : ил. – (Библиотечка детского сада).
  15. Маршак, С.Я. Усатый полосатый / Самуил Яковлевич Маршак ; рис. В. Лебедева. – М. : Детская литература, 1968. – 12 с. : ил.
  16. Маршак, С.Я. Усатый полосатый / Самуил Яковлевич Маршак ; рис. В. Лебедева. – М. : Детская литература, 1984. – 12 с. : ил. – (Мои первые книжки).
  17. Чуковский, К.И. Собрание сочинений : в 6 т. / Корней Иванович Чуковский. – М. Художественная литература, 1965-1969.
  18. Чуковский, К.И. Муха-Цокотуха : [стихи] / Корней Иванович Чуковский ; рис. В. Конашевича. – М. : Детская литература, 1969. – 16 с. : ил.
  19. Чуковский, К.И. Муха-Цокотуха : [стихи] / Корней Иванович Чуковский ; рис. В. Конашевича. – М. : Детская литература, 1987. – 16 с. : ил. – (Мои первые книжки).
  20. Чуковский, К.И. Муха-Цокотуха : [стихи] / Корней Иванович Чуковский ; рис. В. Конашевича. – М. : Государственное издательство, 1995. – [15] с. : ил.
  21. Чуковский, К.И. Путаница / Корней Иванович Чуковский ; рис. В. Конашевича. – переизд. – Л. : Художник РСФСР, 1983. – 12 с. : ил.
  22. Чуковский, К.И. Сказки / Корней Иванович Чуковский ; рис. Ю. Васнецова, А. Каневского, В. Конашевича, В. Сутеева. – М. : Детская литература : Горизонт, 1993. – 167 с. : ил.
  23. Чуковский, К.И. Стихи и сказки ; От двух до пяти / Корней Иванович Чуковский. – М. : Детская литература, 1981. – 607 с. : ил. – (Библиотека мировой литературы для детей).
  24. Чуковский, К.И. Тараканище : сказка в стихах / Корней Иванович Чуковский ; рис. В. Конашевича. – М. : Детская литература, 1992. – 16 с. : ил.
  25. Чуковский, К.И. Телефон / Корней Иванович Чуковский ; рис. В. Конашевича // Наша книга : сборник для чтения в детском саду / сост. Н. Карпинская, П. Дымшиц. – 2-е изд. – М. : Детгиз, 1962. – С. 164-167.– (Библиотечка детского сада).


О творчестве Владимира Михайловича Конашевича

  1. Владимирова, Л.А. Человеческое счастье в картинках : посвящение художнику-иллюстратору В.М. Конашевичу // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2009. – № 1. – С. 47-51.
  2. В.М. Конашевич ; С. Маршак «Пожар» / вступ. ст. и коммент. Ю. А. Молока. – М. : Советский художник, 1977. – 16 с. – (Избранные детские книги советских художников ; цикл. 2).
  3. В.М. Конашевич – К.И. Чуковский : переписка // Конашевич, В.М. О себе и своём деле : воспоминания, статьи, письма с приложением воспоминаний о художнике / Владимир Михайлович Конашевич. – М., 1968. – С. 291-360.
  4. Галанов, Б. Огромное в три обхвата сердце художника : [о Владимире Конашевиче] // Платье для Алисы / Борис Ефимович Галанов. – М., 1990. – С. 81-106.
  5. Ганкина, Э.З. Владимир Михайлович Конашевич // Русские художники детской книги / Элла Зиновьевна Ганкина. – М., 1963. – С. 77-98.
  6. Герчук, Ю. Весёлый рассказчик Конашевич // Искусство. – 1997. – № 40 (окт.). – С. 12-13.
  7. Конашевич, В.М. О рисунке для детской книги // Художники детской книги о себе и своем искусстве : статьи, рассказы, заметки, выступления / сост. В. Глоцер. – М., 1987. – С. 87-102.
  8. Конашевич, В.М. О себе и своем деле : воспоминания, статьи, письма / Владимир Михайлович Конашевич ; сост. Ю. Молок. – М. : Детская литература, 1968. – 496 с. : ил.
  9. Конашевич Владимир Михайлович // Старая детская книжка, 1900-1930-е годы : из собр. проф. Марка Раца / под общ. ред. Ю. Молока. – М., 1997. – С. 33-34.
  10. Маршак, С.Я. Щедрый талант : [о Владимире Михайловиче Конашевиче] // Собрание сочинений : в 8 т. : Том 6 : В начале жизни (страницы воспоминаний) ; Статьи ; Выступления ; Заметки ; Воспоминания ; Проза разных лет / С.Я. Маршак. – М., 1971. – С. 364-370.
  11. Матафонов, В. Мастер детской книги [о Владимире Конашевиче] // О литературе для детей : выпуск 11 / Ленинградский дом детской книги ; отв. ред. В.А. Макарова. – Л., 1966. – С. 61-84.
  12. Федосова, Т. Владимир Михайлович Конашевич : яркая творческая жизнь // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. – С. 66-75.
  13. Художник В. Конашевич делает книгу ; С. Маршак «Вот какой рассеянный» / сост. и авт. вступ. ст. Ю.Я. Герчук. – М. : Советский художник, 1988. – 48 с. : ил. – (Избранные детские книги советских художников).


О творчестве Владимира Васильевича Лебедева

  1. В.В. Лебедев ; С. Маршак «Как рубанок сделал рубанок» / вступ. ст. и коммент. Ю. Герчука. – М. : Советский художник, 1978. – 16 с. : ил. – (Избранные детские книги советских художников ; цикл 1).
  2. Великан [Изоматериал] : рисунки В. Лебедева к стихам С. Маршака : комплект репродукций / вступ. ст. И. Андроников. – М. : Малыш, 1990. – 1 папка (8 отд. л.) ; 41x30.
  3. Галанов, Б. «Не Лебедь и Рак, а Лебедев и Маршак…» // Платье для Алисы / Борис Ефимович Галанов. – М., 1990. – С. 47-80.
  4. Ганкина, Э.З. Владимир Васильевич Лебедев // Русские художники детской книги / Элла Зиновьевна Ганкина. – М., 1963. – С. 99-106.
  5. Герчук, Ю. Детские книжки Владимира Лебедева // Искусство. – 1997. – № 21. – С. 10-11.
  6. Ерёмина, И. Он учился всю жизнь : [о Владимире Васильевиче Лебедеве] // Библиополе. – 2013. – № 5. – С. 76-79.
  7. Калмыкова, В. Мастер детской книги : [о Владимире Васильевиче Лебедеве] // Юный художник. – 2008. – № 5. – С. 26-29.
  8. Лебедев, В.В. О рисунках для детей // Художники детской книги о себе и своем искусстве : статьи, рассказы, заметки, выступления / сост. В. Глоцер. – М., 1987. – С. 131-144.
  9. Маршак, С.Я. Замечательный художник : [о Владимире Васильевиче Лебедеве] // Собрание сочинений : в 8 т. : Том 6 : В начале жизни (страницы воспоминаний) ; Статьи ; Выступления ; Заметки ; Воспоминания ; Проза разных лет / Самуил Яковлевич Маршак. – М., 1971. – С. 362-363.
  10. Молдавский, Д.М. Мастер : [о Владимире Васильевиче Лебедеве] // Радуга – все семь цветов / Дмитрий Миронович Молдавский. – Л., 1987. – С. 5-32.
  11. Мяэотс, О. Два юбилея : художник Владимир Лебедев и его наследие // Библиотека в школе. – 2016. – № 11/12. – С.33-36.
  12. Художник В. Лебедев делает книгу ; С. Маршак «Багаж» / вступ. ст. и коммент. Ю.Я. Герчук. – М. : Советский художник, 1982. – 32 с. : ил. – (Избранные детские книги советских художников).
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2017