Главное меню
Новости
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
150 лет К.Д. Бальмонта
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Каждый день горжусь Россией

Тема Великой Отечественной войны, появившись в литературе с самого начала военных событий, до сих пор волнует и писателей, и читателей. К сожалению, постепенно уходят из жизни талантливые авторы, которые знали о Великой Отечественной войне не понаслышке, но в своих произведениях они оставили для нас проникновенное видение событий, сумев передать атмосферу горьких, ужасных и вместе с тем героических лет. Эти книги надо читать с детства, чтобы не потерять нить памяти о доблести соотечественников, подаривших нам жизнь. Художественные произведения, на страницах которых запечатлены героические события тех далеких дней, заставляют читателей задуматься о настоящем и прошлом, о жизни и смерти, о мире и войне.

Сотрудниками отдела «Молодежный центр» подготовлен аннотированный рекомендательный список художественной литературы о Великой Отечественной войне, которая, несомненно, будет интересна современным школьникам. Среди представленных в списке имен немало современных писателей. Книги сгруппированы в тематические разделы: «О войне узнаем мы из книжек», «Блокада Ленинграда», «Была война: послевоенное время», внутри которых выстроены по алфавиту автора.

Издание адресовано учащимся средних и старших классов, а также всем тем, кто интересуется книгами о Великой Отечественной войне. 

Алексеев, С. Рассказы о Великой Отечественной войне : [12+] / Сергей Алексеев. – М. : Махаон, 2013. – 160 с. : ил. 
    
В книгу вошли рассказы о решающих сражениях Великой Отечественной войны: героической битве за Москву, великих боях на берегах Волги и Курской дуге, об обороне Севастополя и Ленинграда, о штурме Берлина.    

Веркин, Э. Облачный полк : роман :  [16+] / Эдуард Веркин. – М. : Компас Гид, 2012. – 296 с. 

Великую Отечественную войну в этом произведении читатель видит глазами контуженного мальчика Димы – городского, неприспособленного к партизанской жизни в лесу. У него нет ни дома, ни семьи. 

Автор рассказывает историю юного партизана Саныча, на самом деле это история о Лёне Голикове, герое, имя которого знал каждый советский школьник. Однако Э. Веркин скрывает фамилию своего персонажа, что дает возможность избежать патриотической назидательной интонации.

Книга построена как мысленные картины ветерана-фронтовика, которого правнук спрашивает: «А на что похожа война? По ощущениям...» Для правнука – это подвиги, герои, танки, победа... Для прадеда – далекая страшная реальность, полустертая в памяти, уже изрядно пострадавшей от склероза и старости. Он не хочет вспоминать, но против его воли, как сквозь пелену, проходят картины суровой зимы 1942 года. Эдуард Веркин попытался ответить на самый главный вопрос о войне: «А как оно было по ощущениям?».
    
Горелик, П. Семейная реликвия : повесть : [12+] / Петр Горелик.  – М. : Клевер Медиа Групп, 2013. – 105  с. : ил. – (Моя первая библиотека). 
    
Петр Захарович Горелик – боевой офицер, полковник, прошел всю войну. Первую детскую книжку он выпустил в девяносто пять лет. Это одна из самых увлекательных повестей о малоизученной стороне Великой Отечественной войны.

Герой произведения необычен, это пуговица. Такого рода повествование – эксперимент дерзкий и еще небывалый. Написать сказку о таком кровавом и страшном деле, как бой, доступным ребенку языком, щадя его чувства; вплести в повествование множество семейных историй – задача редкой сложности, и автору удалось с ней справиться.

Пётр Горелик рассказывает о войне для мальчиков, играющих в войну, и для девочек, которые не отстают от них.
    
Ильин, И. Шпана заветная : повесть :  [12+] / Илья Ильин. – Априори-Пресс, 2011. – 92 с.

Когда на нашу Родину напали полчища фашистских оккупантов, целью которых было превратить страну в немецкую колонию, а народ – в рабов... Когда над Москвой, столицей нашей Родины, нависла угроза захвата... Вместе со взрослыми поднялись на смертный бой дети.

В этой книге описан лишь один эпизод участия юных жителей деревни Заветово в изгнании фашистов с российской земли. Шестеро ребят не смогли смириться с тем, что сапоги врагов-извергов топчут родную землю, что эти нелюди убивают и угоняют людей в Германию, грабят и сжигают дома, опустошают деревни и города. Они воевали, как могли, нагоняли страх на немецкие части.
    
Козлов, В. Витька с Чапаевской улицы : [12+] / Вильям Козлов. – Л. : Детская литература. Ленинградское отделение, 1986. – 78 с. : ил. 
    
Перед самым началом Великой Отечественной войны Витька Грохотов и его друзья ушли в поход. Они и подумать не могли, что вернуться домой им будет очень сложно.

Автор рассказывает о подростках, прошедших через трудности и опасности войны, о становлении их характеров в суровых испытаниях. Эта книга о детях, которые держатся друг за друга, потому что им больше не за кого и не за что держаться – война лишила их семей и превратила в пепелище родную Чапаевскую улицу. Что им делать? Воевать? Но командиры только смеются: «Еще молоко на губах не обсохло».

Жизнь раскидывает друзей по разным городам, но они верят, что рано или поздно встретятся, когда закончится война. Как и весь русский народ, они в полной мере пережили трудности и опасности войны, так пришло к ним взросление. 
    
    
Нестлингер, К. Лети, майский жук! : повесть :  [6+] / Кристине Нестлингер ; пер. с нем. Э. Иванова. – М. : Контакт-культура, 2006. – 224 с. : ил. 
    
Повесть австрийской писательницы К. Нестлингер написана болью сердца, навсегда раненного войной. Это книга – воспоминание и переживание.

Необычно ранняя весна 1945 года. Вена, придавленная фашистским сапогом, – в ожидании расплаты. Смутное, тяжелое время, но забрезжил свет... В небогатом районе города живет семья менее чем скромного достатка: дедушка-часовщик, бабушка-домохозяйка, папа – раненый солдат немецкого вермахта, а потом и дезертир, мама и сестра. Им суждено пройти невзгоды войны, пережить конец Третьего рейха и освобождение Австрии советскими солдатами, видевшими в них врагов.
    
Яковлев, Ю. Как Сережа на войну ходил : [6+] / Юрий Яковлев. – М. : Нигма, 2016. – 40 с. : ил.
    
Пронзительная сказка замечательного писателя Ю.Я. Яковлева расскажет юным читателям о трудных героических событиях военных лет.

Сережа хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по фронтовой дороге не кто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою. Мальчику пришлось пройти через многие испытания: выдержать бомбежку фашистским самолетом, рыть окопы, пронести важные сведения в штаб под пулями врага. Юный солдат увидел, как дед мужественно бросился на вражеский танк, чтобы подбить его.

С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда, способное в любой момент остановить неприятеля.


В серии «Встречное движение» издательства «Самокат» вышли четыре книги (тетралогия) Анники Тор о событиях Второй мировой войны, которые заставляют читателей задуматься над прошлым, настоящим и будущим. «Остров в море», «Пруд Белых Лилий», «Глубина моря» и «Открытое море» – это взгляд на большой и поначалу чужой мир, в который попадает оторванный от семьи и родины ребенок. 

    
Тор, А. Глубина моря : роман : [16+] / Анника Тор, пер. со швед. М. Коно-беева – М. : Самокат, 2011. – 224 с. : ил. – (Встречное движение). 
    
Третья книга тетралогии о еврейских девочках-беженках, сестрах Штеффи и Нелли. Штеффи растет, на ее долю выпадают все новые жизненные испытания. И с каждым годом, прожитым в Швеции, их становится только больше. Так, комитет по делам еврейских беженцев отказывает Штеффи в финансировании ее дальнейшей учебы, разрушая мечту.

На самом острове стало неспокойно: рыбацкие лодки все чаще подрываются на минах и обстреливаются немецкими бомбардировщиками. Сестра Нелли воспитывается в приемной семье, она не хочет больше помнить о своих родителях, становится неуправляемой и грубит Штеффи. Но самый страшный удар для сестер – это печальные известия о родителях. Впереди – полная неизвестность.

Море, огромное море, может впитать в себя всю глубину горя и разочарований, растворить их в себе и придать новые силы.
    
Тор, А. Остров в море : [12+] / Анника Тор ; пер. со швед. М. Конобеева. – М. : Самокат, 2014. –288 с. : ил. – (Встречное движение). 
    
Рассказ о событиях Второй мировой войны заставляет читателей задуматься над прошлым, настоящим и будущим.

Повесть «Остров в море» – история девочки из семьи австрийских евреев, которую приняла и спасла шведская семья. Это взгляд на большой и поначалу чужой мир, в который попадает оторванный от семьи и родины ребенок. 
    
Тор, А. Открытое море : роман : [16+] / Анника Тор ; пер. со швед. М. Конобеева. – М. : Самокат, 2013. – 264 с. : ил. – (Встречное движение). 
    
Четвертая часть тетралогии Анники Тор. В книге завершается история сестер Штеффи и Нелли – двух девочек из семьи австрийских евреев.

Прошло пять лет с тех пор, как девочки оказались в Швеции. Наконец-то война закончилась, и они выросли. Но долгожданное время обернулось новыми тревожными вопросами. Как дальше жить сестрам? Останется ли Нелли в приемной семье? Сможет ли Штеффи продолжить обучение в университете? И самый главный и самый страшный вопрос: выжил ли Антон Штайнер, отец девочек?  И если да, то как его найти?
    
Тор А. Пруд белых лилий : роман : [12+] / Анника Тор ; пер. со швед. М. Конобеева. – М. : Самокат, 2013. – 224 с. : ил. – (Встречное движение). 
    
«Пруд Белых Лилий» – вторая часть романа «Остров в море», истории о двенадцатилетней Штеффи, оказавшейся на острове в Швеции в начале Второй мировой войны.

Повзрослевшая девочка получает стипендию и отправляется учиться в Гетеборг, где она будет жить на пансионе в семье Седербергов. Главное – она теперь будет находиться совсем рядом со Свеном, с которым познакомилась летом! Но что-то не складывается в новой жизни Штеффи, на вид вполне благополучной.

«Что происходит с родителями? Что такое настоящая дружба? А настоящая любовь? Что лучше – правда или ложь?» – все эти вопросы переполняют ее. И берег пруда Белых Лилий становится для Штеффи местом, где она может побыть одна и попытаться разобраться в себе.


Название серии «Как это было» издательства «Самокат» объясняет замысел: рассказать о Великой Отечественной войне честно и объективно. Авторы книг – русские писатели-фронтовики, очевидцы описываемых событий, с безупречной личной и творческой репутацией. Художественные произведения дополняются статьями историков, излагающих сегодняшний взгляд на страницы героической истории нашей страны. 

Драгунский, В. Он упал на траву : повесть : [12+] / Виктор Драгунский. – М. : Самокат, 2013. – 158 с. : ил. – (Как это было).
    
Автор рассказывает о трагических событиях осени 1941 года и судьбе московского ополчения.

Не призванные в действующую армию (по здоровью, возрасту и т.п.) москвичи добровольцами отправились на рытье окопов и столкнулись – необученные, необмундированные и даже невооруженные, – с никем уже в тот момент не сдерживаемой волной немецкого наступления.
    
Окуджава, Б. Будь здоров, школяр :  [12+] / Булат Окуджава. – М. : Самокат, 2015. – 160 с. – (Как это было). 
    
Повесть «Будь здоров, школяр» о юноше, ушедшем на фронт со школьной скамьи. О войне – такой, какая она была на самом деле, и такой, какой представляли ее себе юные романтики. Книга о тяжелом и угнетающем фронтовом быте, о простых человеческих чувствах, которым есть место даже на войне, о быстром взрослении вчерашних школьников.

Повествование ведется от лица 17-летнего Булата, который трогательно, искренне и подчас очень иронично рассказывает свою историю, свое видение событий, вспоминает те моменты, когда только счастливая случайность спасала его от гибели.

В конце книги помещена статья Ольги Розенблюм «Война Булата Окуджавы» и историческая справка Станислава Дудкина «Битва за Кавказ».
    
Рольникайте, М. Я должна рассказать : [12+] / Мария Рольни-кайте. – М. : Самокат, 2016. – 192 с. – (Как это было).
    
Маше Рольникайте было четырнадцать лет, когда нацисты вошли в Вильнюс. Именно с этого момента начинается дневник еврейской девочки-подростка, описывающей свою жизнь в Вильнюсском гетто, а затем в двух концлагерях – в Штрасденгофе в Латвии и в Штутггофе, близ Данцига, в Германии. Девочка не пыталась оценивать события – она просто запоминала и записывала все, что происходит вокруг, в надежде, что, если не удастся выжить и рассказать о трагедии самой, это сделает дневник.

Впервые в книге приводится подробная хроника событий Вильнюсского гетто, дополняющая дневник школьницы и усиливающая документальность основного текста произведения.

Вторая часть книги, названная автором «Это было потом», посвящена послевоенной судьбе героини, тесно связанной с трагическим прошлым, и истории публикации дневника.
    
Семин, В. Ласточка-звездочка : [12+] / Виталий Семин. – М. : Самокат, 2014. – 185 с. : ил. – (Как это было).
    
Главный герой произведения, Сергей, вырос в Ростове-на-Дону. В 1941 году ему было четырнадцать лет. Первые бомбежки, бои за город и немецкую оккупацию он встретил семиклассником, вместе с друзьями, родителями, учителями. Беда была общей, и это помогало переносить ее тяжесть. Но потом на долю Сергея выпала личная война, которую ему предстояло вести уже одному: угнанный в Германию, он стал остарбайтером (нем. «Ostarbeiter» – работник с Востока), бесправной и почти бесплатной рабочей силой для немецких хозяев, фактически возродивших рабство. 

Шефнер, В. Сестра печали : [12+] / Вадим Шефнер. – М. : Самокат, 2015. – 304 с. : ил. – (Как это было). 
    
Повесть «Сестра печали» – о ленинградцах, чья юность пришлась на начало 1940-х годов. Герои книги – девушки и юноши, друзья и подруги – одни со студенческой скамьи уйдут на фронт, другим на долю выпадут бомбежки, голод и холод блокады.


Блокада Ленинграда


Верейская, Е. Три девочки. История одной квартиры : [12+] / Елена Верейская. – Л. : Детгиз. Ленинградское отделение, 1961. – 224 с. : ил. – (Школьная библиотека). 
    
Пережить блокаду Ленинграда и встретиться лицом к лицу с недетскими трудностями выпало на долю трех совсем юных девочек-школьниц.

Это реалистичная история о настоящей дружбе, преданности, искренности и мужестве. Рассказ о дружбе трех школьниц – Наташи, Кати и Люси, – о том, как в мирные годы интересно и весело живут подружки в «Соленой Католюандо», и о том, как в дни Великой Отечественной войны дружба помогла им стойко и мужественно выдержать суровые испытания блокады Ленинграда.

Повесть «Три девочки» была впервые напечатана в 1948 году в Лениздате. Через десять лет она была издана в Лендетгизе. В 2016 году книга вышла в издательстве «Речь».
    
Дубровин, В. Мальчишки в сорок первом : [6+] / Виктор Дубровин. – М. : Речь, 2016. – 224 с. : ил. – (Вот как это было). 
    
Какой мальчишка не мечтает побывать на поле боя? Тем более если вчера началась самая настоящая война... Герои книги Вовка с Женькой совершенно серьезно решили отправиться в армию. Кто бы мог подумать, что до настоящих бойцов им еще расти и расти! Друзья и представить себе не могли, что в Ленинграде, окруженном кольцом блокады, будет ничуть не легче, чем на передовой.

Теперь на счету каждый грамм хлеба, а совсем рядом, – за озером, куда раньше по выходным ребята ходили купаться и загорать, – линия фронта. Так для мальчишек наступило время попрощаться с беззаботным детством, пережить совсем недетские трудности и повзрослеть.
    
Крестинский, А. Мальчики из блокады : [6+] / Александр Крестинский. – Л. : Детская литература. Ленинградское отделение, 1983. – 192 с. : ил.
    
Блокада Ленинграда, 847 дней, унесших жизни почти 700 тысяч мирных горожан, была для писателей 1960-х особой темой – трагической и священной одновременно. Острее всего ощущали ее те, кто пережил блокаду, перенес тяготы голода и холода, стал свидетелем гибели родных и друзей. Рассказы и повесть автобиографичны. Правдиво и просто рассказывают они о понятных юному читателю вещах: о мальчишеской дружбе и первой любви, о родительском самопожертвовании и сложности взаимопонимания; о силе и благородстве, о слабости и низости; о детстве и юности, пришедшихся на годы страшного бедствия, Ленинградской блокады.
    
Матвеев, Г. Зеленые цепочки : [12+] / Герман Матвеев. – М. : Детская литература, 2015. – 168 с. : ил. – (Школьная библиотека). 
    
В повести Г. Матвеева рассказывается о ленинградских школьниках, которые в первые месяцы блокады города помогли раскрыть группу «ракетчиков» – корректировщиков врага, наводивших гитлеровские самолеты на цель световыми сигналами.

Миксон, И.  Жила, была [12+] / Илья Миксон. – Л. : Детская литература, 1991. – 223 с. : ил. 
    
Реальная история девочки Тани Савичевой. Она ходила в школу, дружила со сверстниками, любила своих близких, у нее была нормальная жизнь, а жила она в Ленинграде. Все разрушилось в миг, когда пришла война. Девочка вела блокадный дневник, позже попавший в руки автора. 
    
Никольская, Л. Должна остаться живой : [12+]  / Людмила Никольская. – М. : Мой учебник, 2013. – 256 с. : ил. 
    
Действие повести происходит на протяжении одного, самого страшного, месяцы блокады Ленинграда – декабря 1941 года. Обыкновенная ленинградская девочка проявляет подлинное мужество, переживает трагические моменты, проходит настоящие приключения, помогая добру в его борьбе со злом.
    
Пожедаева, Л. Война, блокада, я и другие : мемуары ребенка войны : [12+] / Людмила Пожедаева. – М. : Каро, 2013. – 416 с. : ил. – (Интересно обо всем).
    
Шестнадцатилетняя школьница написала мемуары о том, как в 7 лет оказалась в хаосе войны, в страхе и боли, в ужасе, голоде и холоде блокады Ленинграда, а затем в Сталинграде. Написала о том, как война калечит тела и души побежденных и победителей.
    
Сухачев, М. Дети блокады : [12+] / Михаил Сухачев. – М. : Детская литература, 2016. – 268 с. : ил.  – (Школьная библиотека). 
    
Автор повести рассказывает о блокаде Ленинграда. С сентября 1941 года по январь 1944 года фашисты каждый день по нескольку раз бомбили и обстреливали город. Герои книги – дети блокадного Ленинграда, Витя Стогов и его друзья, – тушили на чердаках зажигательные бомбы, ловили сигнальщиков-диверсантов, помогали людям выстоять. Любовь к Родине, стойкость, мужество, самоотверженность – вот главные черты мальчишек, благодаря которым они выдержали нечеловеческие испытания. 
    
Фонякова, Э. Хлеб той зимы : [6+] / Элла Фонякова. – М. : Речь, 2015. –  126 с : ил.
    
Пронзительная история, рассказанная детскими словами, о самой обычной девочке, ее дружной семье и обо всех, кто был в ту зиму в оккупированном городе. Документальная повесть, «где есть вымышленные имена и ситуации, но нет вымышленных событий». Первоклашка Лена вместе со своими родителями остается в блокадном Ленинграде. Ей предстоит узнать, что такое бомбежка, кто такие немецкие ракетчики и как тушить «зажигалку», а еще попробовать оладьи из кофейной гущи и студень из столярного клея, совершить «поступки, которые казнят жгучим стыдом всю жизнь»...
    
Ходза, Н. Дорога жизни :  [6+] / Нисон Ходза. – М. : ДЕТГИЗ, 2011. – 88 с. : ил. 
    
Документальный иллюстрированный рассказ о легендарной Дороге жизни блокадного Ленинграда.

В книге много карт и фотографий: дети на заводах, перевыполняющие норму; талоны на хлеб; детские санки, которые забыли детский смех (вместо этого они возят воду, раненых или тела умерших от голода людей).
    
Цинберг, Т. Седьмая симфония :  [12+] / Тамара Цинберг. – СПб. ; М. :  Речь, 2015. – 144 с. : ил. – (Вот как это было). 
    
Действие повести происходит в период с зимы 1942 года по весну 1946 года, в блокадном Ленинграде.

Главная героиня книги – четырнадцатилетняя девочка. Как и все «дети войны», она рано повзрослела. Волею судеб, во время одной из бомбежек, у нее на руках оказывается мальчик двух или трех лет. Матери у него нет (она его оставила), а отец на фронте. Он так слаб, что уже не может ходить и почти не говорит. Как его зовут? Что с ним делать, ведь, у него нет «хлебной карточки»? Отдать в дом малютки или стать для него матерью-сестрой? Нужно ли говорить, что эта девочка выбрала второй вариант.  И этот выбор предопределяет ее судьбу.

Теперь с братом они живут вместе, преодолевая все трудности и двигаясь к Победе. И очень сложно определить, кто кого из них больше спасает: она его или он ее?

«Седьмая симфония» – повесть о жизни в трудной ситуации, о сохранении человеческого достоинства всегда, о том, что «все нужны» и о любви…
    
Черкашин, Г. Кукла : [6+] / Геннадий Черкашин. – М. : Речь, 2016. – 40 с. : ил. – (Сказки для детей). 
    
История о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о ее кукле Маше, которая осталась ждать свою хозяйку в осажденном городе.
    
Яковлева Ю. Краденый город : [12+] / Юлия Яковлева. – М. : Самокат, 2016 – 424 с. : ил. – (Ленинградские сказки).

Книга из цикла «Ленинградские сказки».

Блокадный Ленинград. Дом, где жили оставшиеся без родителей Таня, Шурка и Бобка, разбомбили. Хорошо, что у тети Веры есть ключ к другой квартире. Но зима надвигается, и живот почему-то все время болит, новые соседи исчезают один за другим, тети Веры все нет и нет, а тут еще Таня потеряла хлебные карточки.

Выстывший и пустеющий город словно охотится на тех, кто еще жив, и оживают те, кого не назовешь живым. Пытаясь спастись, дети попадают в Туонелу – мир, где время остановилось и действуют иные законы. Чтобы выбраться оттуда, ребятам придется сделать выбор – иначе их настигнет серый человек в скрипучей телеге. 


Опять война,
Опять блокада, –
А может, нам о них забыть?
   
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
   
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
   
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.


Юрий Воронов


    
    Была война: послевоенное время


Алмазов, Б. Посмотрите –  я расту : [6+] / Борис Алмазов. – М. : Самокат, 2013. – 144 с. – (Родная речь). 
    
Пронзительная и психологичная, добрая и мудрая повесть Б. Алмазова учит прощению и милосердию. Автор рассматривает отношения детей между собой и их взаимоотношения с взрослыми. В книге затронуто множество проблем: послевоенные жизненные ценности, трудности взаимопонимания между поколениями, отношение к пленным немцам после войны.

События происходят в пионерском лагере под Ленинградом. Война недавно закончилась, все еще идут работы по разминированию, но дети, оказавшиеся здесь, не могут усидеть на месте и жаждут игр и приключений, как и все дети во все времена. Главный герой – Боря Хрусталев – трудный, непослушный ребенок, он пытается жить в ладу с окружающими и собственной совестью и при этом глубоко понимает, и переживает происходящее в стране и в своей семье.
    
Гестел, П. Зима, когда я вырос : [12+] / Петер ван Гестел ; пер. И. Михайловой. – М. : Самокат, 2014. – 344 с. : ил. – (Лучшая новая книжка). 
    
1947 год. Послевоенный Амстердам. Зимний лед не только на улицах города, но и в жизни людей, стремящихся обрести хоть какое-то равновесие.

Десятилетний Томас живет вдвоем с отцом-мечтателем, который переходит с одной работы на другую и никак не может смириться со смертью матери мальчика. И сын остается практически без его внимания.

У многих в этом городе похожая история. Что отогревает души людей? Это друзья и разговоры. Друзья Томаса – его ровесник, тихий мальчик Пит Зван, чьи родители стали жертвами Холокоста, и строгая тринадцатилетняя Бет Зван, в которую Томас влюблен. 

Ефимов, И. Таврический сад : [6+] / Игорь Ефимов. – М. : Самокат, 2015. – 160 с. : ил. – (Родная речь). 
    
Действие повести происходит в 1946 году в Ленинграде. Город начинает оживать после блокады и бомбежек. Взрослые как могут восстанавливают нормальную жизнь, а дети – играют, учатся, растут и взрослеют. Пленные немцы, возвращение эвакуированных в свои квартиры, кладбище военной техники для ребят – не экзотика, а самые обычные явления в жизни. Покупка спортивного костюма – событие, ведь теперь тебя могут принять за футболиста, а если встать поближе к воротам, то и за брата вратаря. А попасть в шайку-банду местного хулигана Смарыги – заветная мечта каждого мальчишки.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2017