Главное меню
Новости
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
150 лет К.Д. Бальмонта
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Библиографическая студия: Рекомендательная библиография для детей и подростков в эпоху Internet

На волне перестройки было развенчано много мифов, в том числе и в библиотечной сфере. Появились многочисленные публикации, направленные против руководства чтением, рекомендательной библиографии и других средств влияния на выбор литературы читателем.

К середине 90-х годов сам термин «рекомендательная библиография» считался идеологизированным штампом, от которого необходимо освободиться. Свобода должна быть во всем, в том числе и в выборе книги. Свобода без советов, поводырей, указателей. По прошествии десятилетия профессионалы убедились, что наряду с идеологической составляющей, библиотеки отказались от двух важнейших функций, без которых просветительство невозможно. Речь идет об отборе и оценке изданий. Особую значимость эта проблема приобретает с развитием компьютерных технологий и подключением публичных библиотек к Интернету. Наше книжное пространство все больше стало напоминать бескрайний океан, в котором очень просто «утонуть» даже человеку достаточно подготовленному. Особую актуальность приобрели вопросы: «Что читать детям?», «Какие книги рекомендовать в помощь учебе, досугу?». Рекомендательная библиография, как главный путеводитель в море информации, становится насущной общественной потребностью. Размышляя на страницах профессиональной прессы о современном состоянии российской рекомендательной библиографии, можно выделить несколько новых тенденций. Прежде всего, отмечается общий рост количества рекомендательных пособий в библиотеках всех уровней по сравнению с началом 90-х годов.

За последние 10 лет расширились рамки рекомендательной библиографии, пособия включают в себя не только общеизвестную и общедоступную информацию, но и отражают ранее закрытые, спорные темы, предоставляют новые источники. И, наконец, меняется ситуация в плане жанрового и тематического разнообразия рекомендательных пособий, появляются календари-альманахи, иллюстрированные календари, хроники, летописи, дайджесты, пресс-дайджесты, путеводители, каталоги и т.д. Все чаще в подобных изданиях присутствует поясняющий, сопроводительный текст, знакомство с проблемой. Опыт многих библиотек России свидетельствует, что умело и вовремя подготовленное, и к тому же хорошо оформленное библиографическое пособие может стать «точкой роста» как для маленького, так и для взрослого читателя при изучении той или иной темы. Такие библиографические пособия являются как правило, источником выполнения самых сложных запросов.

Методика подготовки библиографического пособия

В отличие от скучного перечня пособий, составляющих основу библиографических указателей, выпускавшихся библиотеками 20-30 лет назад, современные рекомендательные пособия сочетают в себе первичную информацию (ксерокопии наиболее значимых публикаций), интересные факты по данной теме, аннотированные списки. В подготовке библиографического пособия выделяют несколько основных этапов:

  • выбор и изучение темы (проблемы);
  • разработка плана будущего издания;
  • выявление круга документов по данной теме;
  • точное библиографическое описание документов (составление аннотаций);
  • оформление библиографического пособия.

В подготовке библиографических пособий очень важен каждый из перечисленных этапов, эта работа требует тщательно продуманных методических решений.

Приведу пример библиографического пособия, подготовленного ЦБС № 2 г. Москва (Юго-Восточный административный округ) – информационный указатель «Нобелевская премия» (2001 г.). Первый раздел пособия содержит информацию об А. Нобеле и международной премии, второй раздел дает хронологический перечень имен лауреатов премии в области литературы, третий раздел включает наиболее интересные материалы о лауреатах Нобелевской премии, а последний раздел - аннотированный библиографический список. Таким образом, данное издание включает в себя элементы антологии, справочника и собственно библиографического перечня изданий.

Необходимо отметить, что как жанр рекомендательная библиография развивается, с учетом особенностей новой информационной культуры.

Поэтому современная библиографическая продукция должна быть соответственно оформлена - яркая обложка, гармоничное сочетание шрифтов и рисунков в основном тексте, выделение наиболее значимой информации (ключевых слов, фраз, понятий). Стилистика оформления каждого пособия зависит от его целевого и читательского назначения, объема предлагаемой информации. Составителям пособий необходимо обращать внимание на достоверность и доступность источников, качественное аннотирование материала, его систематизацию.

К сожалению, встречается много абсолютно «слепых» рекомендательных изданий: без художественного и издательского оформления, выходных данных, указания читательского назначения.

Интернет-ресурсы для детей и подростков

Все Интернет-ресурсы предлагаемые детям, подросткам и юношеству, различают по нескольким основным признакам:

  • по целевому назначению (в помощь образованию, для самообразования, для проведения досуга, для развития творческих способностей);
  • по читательскому назначению (для детей 3-5 лет, 6-9 лет, 10-15 лет и старше, для учителей, родителей, детских и школьных библиотекарей);
  • по типу информации (научные, научно-популярные, учебные, справочные, художественные);
  • по возможностям поиска (тематический и предметный поиск, поиск по автору, по стране и т.д.);
  • по территориальному признаку (общегосударственные, межгосударственные, региональные).

Предлагаю вам перечень наиболее значимых Интернет-сайтов для данной категории читателей:

САЙТ «БИБЛИОГИД» (http://www.bibliogid.ru) - один из лучших сайтов по рекомендательной библиографии, разработанный специалистами Российской государственной детской библиотеки. Он включает около 20 разделов, которые освещают проблемы детского чтения на современном этапе и регулярно предоставляют пользователям информацию о современной детской литературе.

САЙТ «ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА» (http://vschool.km.ru) разработан компанией «Кирилл и Мефодий» и предназначен учащимся 5-11 классов. Цель данного проекта – не только дать базовые знания по отдельным школьным предметам, но и расширить представления о той или иной дисциплине. Сайт состоит из нескольких разделов: «Моя школа», «Центр обучения», «Справочники», «Центр общения». Материалы могут быть использованы учителями как дополнительные к урокам, а родителям помогут проверить правильность выполнения домашних заданий детьми.

САЙТ «KINDER. RU» (http://www.kinder.ru) состоит из семи тематических разделов: «Мир увлечений», «Мир искусства и культуры», «Природа и человек», «Дом и семья», «Мир науки и техники», «Деловой мир», «Мир Интернета». Сайт обладает хорошо разработанной системой поиска, позволяющей быстро находить требуемый ресурс по ключевому слову, знакомит детей с новой полезной информацией, развивает у них способность критического мышления.

САЙТ «ДЕТСКАЯ СЕТЕВАЯ БИБЛИОТЕКА» (http://www.dedushka.net) представляет детскую художественную литературу. Здесь можно познакомиться с современными детскими авторами и произведениями для детей. Отдельно выделен раздел «Сказки и приключения для детей». Поиск информации для удобства пользователей осуществляется по нескольким параметрам: по возрасту ребенка и по авторам произведений.

САЙТ «ДЕТСКАЯ СЕТЬ» (http://www.mkids.ru) посвящен детскому творчеству. На сайте дети рисуют, придумывают истории, создают свои странички. Задача создателей сайта – направить детей по пути творчества. Все произведения ребят выставлены для всеобщего обозрения в специально созданной «Детской галерее».

Литература: Кулагина Н.В. Необъятный мир Интернет-ресурсов для детей и о детях // Библиография. - 2003. - № 2. - С. 29-40

Т. Соболева, главный библиограф ОБДЮ

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2017